Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Зиявудин Магомедов. Биография

Миллиардера Зиявудина Магомедова в СМИ называют одним из королей госзаказа. 1 апреля он и его брат оказались под арестом, их подозревают в миллиардных хищениях бюджетных средств.

Детство

Зиявудин Гаджиевич Магомедов родился в Махачкале 25 сентября 1968 года. Семья была интеллигентной. Отец, по профессии хирург, работал ассистентом на кафедре оперативной хирургии в Дагестанском медицинском институте. Мать была учительницей русского языка и литературы.

В семье Магомедовых росло четверо детей. Зиявудин был вторым ребенком в семье. Со старшим братом, Магомедом Гаджиевичем, они погодки и очень дружны. Вместе учились в университете, вместе строили  бизнес, вместе оказались фигурантами уголовных дел.

Зиявудин начал зарабатывать уже в 9 классе. Пока еще не бизнес-проектами – школьник получил место помощника на Махачкалинском радиозаводе

Однокурсник Дворковича

После окончания школы Зиявудин вслед за старшим братом Магомедом поступил в самое престижное учебное заведение страны, МГУ, чтобы получить специальность «мировая экономика». Комнату в общежитии он делил с юношей по имени Аркадий Дворкович, что сыграло, наверное, определяющую роль в его жизни. Диплом Зиявудину Магомедову вручили в 1993 году. 

Диссертацию «Современные направления деятельности транснациональных банков» Зиявудин защитил в родном вузе в 2000 году. Ему была присвоена ученая степень кандидата экономических наук.

Первый миллион

Активную предпринимательскую деятельность братья Магомедовы начали вести еще до окончания МГУ. Их фирма занималась поставками компьютерной техники из Польши. А в 1993, вскоре после окончания вуза, братья и их кузен, Ахмед Билалов, создали компанию «Интерфинанс». 25-летний Зиявудин становится руководителем корпорации.

Уже тогда у Магомедовых образовались хорошие связи в государственных кругах и, как поговаривают, в бандитских структурах, которые в 1990-е играли в экономике едва ли не большую роль.

Их бизнес рос как на дрожжах. Корпорация занималась поглощениями нефтяных компаний и банков, и к концу 1990-х в «Интерфинанс» входили «Зарубежнефть» и «Техмашимпорт», а также банк «Диамант».

Зиявудин Магомедов стал председателем совета директоров корпорации, а также самостоятельно занимался инвестициями – к примеру, в 1997 году он приобрел пять процентов акций «Нижневартовскнефтегаза» и стал главным подрядчиком «Транснефти».

«Сумма»

Холдинг «Сумма Капитал», который в 2011 году был переименован в ООО «Группа «Сумма», зародился в начале 2000-х. Первым крупным активом стал Приморский торговый порт, который «Сумма» построила на земле, приобретенной в Приморске в 2001-2002 годах. Холдинг объединил компании «Сумма Телеком», Транспортная группа FESCO, «ОЗК», «Глобалэлектросервис», «ИНТЭКС», «Стройновация», «СУИпроект» и другие корпорации.

Среди наиболее значимых активов группы – Новороссийский морской порт, через который переваливается значительная часть экспортируемой отечественной нефти, Объединенная зерновая компания и Якутская топливно-энергетическая компания. Кстати, акции НМП были приобретены совместно с «Транснефтью» в том числе у структур Аркадия Ротенберга по цене, которая была намного ниже рыночной.

Именно компании, входящие в группу «Сумма», занимались реконструкцией Домодедово и  Большого театра и подготовкой площадки под строительство стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 года.

Подозревали в мошенничестве

В 2006 году к деятельности Магомедова было привлечено внимание правоохранительных органов. Контролируемая им компания «Славия» стала владельцем 76 процентов акций  «Якутгазпрома».

Предпринимателя заподозрили в мошенничестве и даже возбудили уголовное дело, но оно так ничем и не закончилось, а фирма, в 2010 году переименованная в Якутскую топливно-энергетическую компанию», вошла в нефтегазовый блок «Суммы».

От миллионов к миллиардам

Взлет «Суммы» пришелся на время президентства Дмитрия Медведева. Всего за год состояние Зиявудина Магомедова увеличилось более чем в десять раз – с 70 миллионов долларов в 2009-м до 800 миллионов долларов в 2010-м.

На сегодняшний день состояние Зиявудина Магомедова, по оценкам журнала Forbes, составляет 1,4 миллиарда долларов. Он занимает 63-е место в списке самых богатых российских бизнесменов.

Короли госзаказа

Бизнес «Суммы» всегда был тесно связан с государством. Подозревают, что именно этим объясняется большое количество крупных государственных подрядов, которые получили компании, входящие в холдинг.

К примеру, в 2006 году малоизвестная фирма «Сумма-телеком» без конкурса получила доступ к частотам в диапазоне 2,5–2,7 ГГц для оказания услуг по беспроводной технологии WiMax на территории всей страны. В 2007 году компания перешла дорогу «Вымпелкому», выиграв 13 лицензий на  GSM-частоты на 11 регионов Урала и Дальнего Востока. Гиганту связи досталось лишь три лицензии на Дальнем Востоке.

Компании, контролировавшиеся Магомедовым, занимались реконструкцией Домодедово и Большого театра, а также прокладкой трубопровода по заказу государственной «Транснефти».

Первый звонок

В 2013 году кузен Магомедовых Ахмед Билалов привлек к себе весьма неодобрительное внимание президента Владимира Путина. Билалов занимал пост вице-президента Олимпийского комитета России и потерял должность после жесткого разноса, который устроил глава государства, узнав, что сроки строительства трамплина к Олимпиаде-2014 срываются, а смета выросла чуть ли не впятеро. Вскоре Билалов покинул Россию, в отношении него завели уголовное дело.

И в том же году был разорван контракт с компанией «Стройновация», входящей в группу «Сумма». Фирма выиграла конкурс на строительство железной дороги «Кызыл-Курагино», но сроки работ срывались, и после проверки, проведенной Минтрансом, власти начали искать другого подрядчика.

В последний раз в рейтинг Forbes «Короли госзаказа» Зиявудин Магомедов попал в 2015 году. Компании, входящие в «Сумму», выиграли господрядов на общую сумму 49,4 миллиарда рублей.

Подозревают в создании ОПГ

К 2018 году Зиявудина Магомедова по-прежнему можно было назвать респектабельным бизнесменом, пусть и не без оговорок. Он инвестировал средства в бизнес-проекты, занимался благотворительностью. Однако эксперты знали, что дела у «Суммы» в России идут все хуже и хуже.

Как потом выяснили журналисты, расследование по некоторым эпизодам уголовного дела по статьям о мошенничестве в особо крупном размере и организации преступного сообщества началось еще в декабре 2014 года. На протяжении последних шести месяцев оперативники ФСБ и МВД отслеживали телефонные переговоры и интернет-переписку братьев Магомедовых.

25 марта бизнесменов должны были задержать, но арест отложили. Возможно, Магомедовы бы задержались на свободе и подольше, но следователи узнали о намерении Зиявудина Гаджиевича вместе с семьей отправиться в Майами. Он собирался делать операцию. Некоторые считают, что это только предлог.

Нажились на господрядах

Следователи считают, что в «Сумме» раз за разом реализовывали одну и ту же схему. Компании, контролируемые братьями Магомедовыми, выигрывали тендеры, привлекали к финансированию проектов средства из бюджета, а затем завышали стоимость работ, раскидывая деньги по фиктивным подрядчикам. Полученные средства в основном переводились через подставные фирмы в оффшор.

В частности, именно так, по версии следствия, были похищены бюджетные средства при строительстве стадиона «Арена Балтика» в Калининграде. По уголовному делу проходят в том числе руководители компании «ГлобалЭлектроСервис», входящей в группу «Сумма».

В общей сложности ущерб, нанесенный братьями Магомедовыми, оценивается в 2,5 миллиарда рублей.

Ущерб на залог

Магомедовых задержали 30 марта. Сначала сообщалось, что Зиявудин лишь побеседовал со следователем, однако затем выяснилось, что дело куда серьезнее.

1 апреля обоих братьев, а также руководителя подконтрольной «Сумме» компании «Интэкс» Артура Максидова арестовали на два месяца.

Все трое предъявленные им обвинения отвергли категорически. «Странно было бы воровать у самого себя», — отметил Зиявудин Гаджиевич.

Адвокаты бизнесмена заявили, что возглавлять корпорацию – это не преступление, и предложили выпустить обвиняемого под залог, который был бы равен предполагаемому ущербу. Однако судья, как это обычно и бывает в подобных делах, навстречу защите не пошел. Ходатайство следствия было удовлетворено. Бизнесменов отправили в СИЗО.

Лопнуло терпение?

Почему братья Магомедовы оказались за решеткой? Очевидный казалось бы ответ – потому что проворовались на господрядах, и следствие накопило доказательства – устраивает далеко не всех.

Журналисты Znak.com выдвинули версию, что уголовное преследование Зиявудина Магомедова активизировалось после того, как он попытался продать половину своих акций в фирме Omirico Limited дочерней компании госкорпорации «Транснефть» по цене, в 2,5 раза превышающей рыночную.

Глава «Транснефти», давний знакомый Владимира Путина еще по службе в Дрездене Николай Токарев, на сделку согласился, но, как предполагают, не под протокол обсудил вопрос в ходе встречи с главой государства. Она состоялась 30 марта.

Предполагают, что на встречу с Путиным рассчитывал и Зиявудин Магомедов. Источник в президентской администрации сообщил, что она была намечена на 10 апреля, и в графике главы государства даже есть соответствующая запись. Но в конце марта бизнесмен угодил за решетку.

Есть также версия, что дело братьев Магомедовых связано с чистками, которые начались в Дагестане в конце прошлого года.

Личная жизнь

Жена Магомедова занимается бизнесом и ведет довольно активную светскую жизнь. Ольга Владимировна Шипилова родилась 21 апреля 1967 года. Она выступает соучредителем ООО «Восток-Запад» и ООО «Романова-Лэнд».

У супругов трое детей. Старший сын, Даниял, по сообщениям СМИ окончил элитную школу и ведет жизнь, типичную для представителя золотой молодежи. Средний сын, Тимур, еще школьник. Есть и дочка.

После ареста Магомедова в средствах массовой информации появились сообщения о роскошной жизни, которую ведут жена и дети опального бизнесмена. «И не задумываются о происхождении денег!», - картинно возмущаются журналисты, словно вернувшись во времена СССР.

Потому что довольно странно в наше время упрекать в излишней роскоши членов семьи долларового миллиардера, который не занимал государственных должностей и к которому до недавнего времени у правоохранительных органов не было никаких претензий.

Полная версия