Многие родители начинают с большим волнением реагировать на приближение того момента, когда встанет вопрос о приучении ребенка к горшку.
Разнообразие подходов
На первый взгляд простая физиологическая потребность иногда вызывает множество сомнений, пытливых вопросов и нарастающих затруднений. Из разных источников можно услышать разные, зачастую противоречивые мнения. Бабушка велит купить горшок, как только ребенок начнет сидеть, и рекомендует сесть и подождать, пока он пописает или покакает. Подруга рекомендует другой метод, например, утренний и вечерний подходы - независимо от того, сигнализирует ребенок о необходимости или нет - чтобы у него/нее выработалась такая привычка. В книгах вы можете прочитать что-нибудь еще на эту тему.
Стадии приучения к горшку
Однако ребенка никто не спрашивает. Его опыт подсказывает ему с самого рождения, что наступает момент, когда он к чему-то готов - важно только, чтобы обстоятельства были благоприятными. Это означает, что окружающие увидят его инициативу и отреагируют на нее, например, когда он протянет руку, они дадут игрушку, когда он попытается встать - поддержат его и т. д. То же самое и с заботой о физиологических потребностях. Поэтому, чтобы обучение чистоте прошло успешно, родитель должен признать готовность ребенка к этому изменению. Такая готовность тесно связана с контролем сфинктеров - уретры и ануса - который ребенок приобретает примерно в возрасте 2-3 лет. Это проявляется в поведении ребенка.
Стадия I - ребенок сначала начинает понимать, что он что-то натворил с подгузником - что он мокрый или испражнения беспокоят - он стоит на месте и говорит: «Ой, ой, ой», он также может указать пальцем на промежность.
Стадия II - ребенок начинает сосредотачиваться на занятии - он приседает и прячется во время испражнения, стоит и, например, раздвигает ноги, когда писает - он замечает, что что-то выходит из его тела.
Стадия III - малыш начинает ощущать давление на сфинктер, будь то анус или уретра, конечно, он так не расскажет - скажет «мочиться», «какать» (если он когда-нибудь слышал это от взрослых).
Стадии II и III - время представить горшок и поощрить ребенка использовать его по назначению. Стоит помнить, что успехи каждого ребенка в горшке нужно замечать и вознаграждать, например, аплодисментами. К сожалению, попытки воспитания чистоты перед этим этапом развития ребенка чаще всего заканчиваются неудачей, с которой сталкивается как ребенок, так и родители, которые могут быть дополнительно раздражены и рассержены этой ситуацией. Когда ваш ребенок может обходиться без подгузников в течение дня и отлично контролирует сфинктер, вы можете отказаться от использования подгузника ночью. Вам следует ограничить питье ребенка по вечерам и посадить ребенка на горшок несколько или десяток вечеров подряд, чтобы он пописал. Рекомендуется делать это до тех пор, пока ваш ребенок не сможет проспать всю ночь без необходимости сходить в туалет.
Формирование чувства контроля
Контроль - важная часть повседневной жизни. Это также важно для ребенка, особенно если он контролирует собственный стул. Поэтому нельзя лишать ребенка этого контроля повторяющимися вопросами «хочешь пописать» или приказами «сесть на горшок и пописать». Может случиться так, что, увлекшись игрой, ребенок не замечает, что обмочил штанишки. Это не повод устанавливать тотальный контроль. Несмотря на возраст, дети очень умны и покажут вам, что это не ваше дело - например, родитель поставит горшок, горшок будет пустым, и через некоторое время ребенок будет писать на свой любимый коврик. Вы можете подумать «вредный», но вы также можете прочитать это как «не ваше дело, когда нужно сходить». Ощущение контроля над сфинктером - важный элемент в формировании у ребенка собственной идентичности и чувства свободы воли. Детям интересно, как все устроено у взрослых, они с удовольствием ходят в туалет, когда рядом один из родителей и хотят сравнить, мамины или папины какашки со своими. Помните, что это естественный этап развития ребенка и беспокоиться об этом не стоит. Его можно использовать, чтобы рассказать ребенку о социальных правилах подглядывания в ванной и об эмоциях, таких как стыд.
Позвольте детям самим определиться, когда они будут готовы к горшку.