Понимание своего окружения и решение проблем дается малышу нелегко.
Играя и разговаривая с родителями, бабушками и дедушками, он постепенно развивает свои мыслительные способности.
Рассуждения сложны для малыша. Он должен обдумать ситуацию или проблему, выделить важные элементы и установить связи между ними. Он также должен находить решения и ставить себя на место других, чтобы понять чужую точку зрения.
Когда ребенок умеет хорошо рассуждать, он свободно налаживает хорошие отношения с окружающими. Он также может лучше контролировать свои эмоции.
Как развиваются мыслительные способности
Ребенок начинает развивать навыки рассуждения в раннем возрасте. Малыш, который весело гремит погремушкой или неоднократно роняет игрушку, уже немного соображает. Он понимает, что его движения дают результаты.
Правильное мышление поможет ребенку в дальнейшем добиться успеха в школе.
Когда малыш 2-х лет подходит к стулу, чтобы забраться на него и суметь достать печенье со стола, он уже решает небольшую задачу.
Примерно в возрасте 4 или 5 лет ребенок начинает решать более сложные проблемы. Например, он может учитывать две или три вещи, понимая их взаимосвязь или догадываться, о чем думают другие люди в том или ином случае.
Как помочь ребенку в рассуждениях
Читать ему сказки, позволить исследовать окружающий мир и предлагать различные материалы для игр. Неплохо интересоваться мнением малыша по понятным ему общесемейным делам. Задавать ему вопросы, начинающиеся с «почему» или «как», и поощрять его думать вслух. Когда ребенок испытывает небольшую трудность в решении проблемы, надо предложить ему подумать о других решениях или других способах.
Игры для развития мыслительных способностей
До 2 лет
Играть в прятки, закрывая лицо руками.
На глазах малыша спрятать предмет, например, под покрывалом, а затем попросить его поискать эту вещь.
Предлагать для игр такие игрушки, как кубики или пирамидки: их можно складывать и бросать, а кольца от пирамидки еще и катятся. То есть, ребенок начинает мыслить, что один и тот же предмет может выполнять несколько функций.
В этом возрасте надо познакомить малыша с разными текстурами: мягкой, гладкой, жесткой и т. д.
от 2 лет до 3 лет
Малыш уже может справиться с игрушками-головоломками. Когда он уже легко собирает предмет, нужно увеличить количество деталей.
Можно дать ребенку чашки разного размера, попросив его расположить их от большей к меньшей, и наоборот.
Очень нравятся детям игры под условным названием «что здесь лишнее». Например, в ящичек с ложками положить вилку или в вазу с фруктами конфету – пусть малыш найдет предмет, отличающийся от других. Здесь можно спросить его: чем этот предмет отличается от других.
Чтобы научит ребенка строить ассоциации, нужно, например, попросить его найти в комнате синие или желтые предметы, отсортировать их по размеру или текстуре. По мере того, как малыш будет улучшать свои знания, можно увеличивать сложность задач, комбинируя два признака предметов (к примеру, найти вещи красного цвета и маленькие).
от 3 лет до 5 лет
В этом возрасте отличными помощниками в развитии мыслительных процессов станут игры на память. Такие, как карточки с одинаковыми изображениями и подобные.
При чтении сказки малышу надо задавать вопросы: «Как ты думаешь, что произойдет дальше?», «А как бы ты поступил, будь ты на месте героя сказки?», и т. д.
Неплохо поиграть в «угадайку». Здесь можно поменяться ролями, чтобы ребенок тоже мог заставить маму или папу что-то угадать.
Дети этого возраста любят строить башни, замки, гаражи. А если и родители присоединятся к игре, то, мало того, что это укрепляет связи с малышом и его доверие, но еще строительство можно использовать и для развития мыслительных способностей (надо принимать решение: куда какую деталь пристроить, на сколько машин будет гараж, сколько окон в замке и т. д.).
Сочинение историй тоже заставляет работать мозг: папа или мама начинают историю, а малыш продолжает.
Даже с повседневными вещами можно учить ребенка мыслить. Например, как использовать пустую баночку из-под йогурта: посадить в нее луковицу, сложить в баночку мелкие предметы… Пусть малыш сам придумывает разные способы использования картонной коробки из-под обуви, палочек от мороженого и прочих вещей.