Концентрация внимания - умение направлять и удерживать внимание на определённой деятельности или предмете.
Для каждого возраста свои нормы, но эти показатели можно увеличивать специальными упражнениями. Регулярные занятия с ребёнком помогут развить умение концентрироваться. Всё это необходимо для успешного обучения в школе и освоения учебной программы, так как внимание тесно связано с запоминанием.
Приёмы для развития концентрации
К 4 годам дети могут концентрироваться на задачах в течение 15-20 минут, но развивать концентрацию можно уже с 1-1,5 лет.
Для этого нужно:
- Придерживаться чёткого распорядка дня. Приёмы пищи, сон, спокойные и активные игры должны проходить примерно в одно и то же время, это поможет ребёнку оставаться спокойным и сосредоточенным.
- Детям намного интереснее играть с кем-то, например, родителем или другом. Поэтому стоит уделять внимание совместному времяпрепровождению.
- Родителям стоит выбирать такие игрушки или занятия для детей, которые им интересные.
- Помогать ребёнку доводить начатое до конца. Многие дети начинают чем-то заниматься, потом бросают это дело, переходят к следующему. Родитель должен направлять ребёнка, помогая ему концентрироваться на одном занятии.
- Убирать раздражители, которые отвлекают от спокойных и развивающих игр.
Упражнения для развития концентрации
Существует немало упражнений, которые способствуют развитию концентрации. Важно выбрать те, которые будут интересны ребёнку.
Среди наиболее простых и интересных можно выделить следующие:
- "Найди отличия". Ребёнку нужно найти отличия в картинках, но время на выполнение задания должно быть ограничено.
- "Корректор". Задача - вычеркивать определённую букву из текста. Для этого можно использовать газету или написать на листе бумаги разные буквы или символы (для дошкольников).
- "Исключение". Взрослый перечисляет слова, например, названия животных, когда среди них появится слово, обозначающее растение, ребёнок должен встать.
- "Что изменилось". В этой игре может принимать участие несколько детей. Сначала водящий внимательно осматривает всех участников игры, затем выходит из комнаты, дети могут поменяться одеждой, надеть головные уборы. Водящий возвращается в комнату и рассказывает, что изменилось. Это упражнение можно усложнить, создав определенную композицию из разных предметов, в течение нескольких минут ребёнок должен запомнить, из каких предметов состоит композиция, после чего воспроизвести её по памяти.
- "Найди ошибку". Ребёнок в тексте или математических примерах ищет ошибки.
Все эти упражнения отлично тренируют память и внимание. Главное, выполнять их регулярно.
Конечно, в некоторых случаях улучшить концентрацию только упражнениями не удастся, необходима консультация специалистов и даже медикаментозное лечение. Однозначно можно сказать, что такие упражнения для детей не будут лишними.