Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Стили привязанности: что это такое и как они влияют на нас

Привязанность можно определить как глубокую и длительную эмоциональную связь между двумя людьми. Такие отношения характеризуются поиском близости к другому человеку и чувством безопасности.

В целом привязанность относится к тому, как вы взаимодействуете с людьми, с которыми у вас возникают глубокие эмоциональные связи. Основная связь, которую люди создают в своей жизни, — это отношения с их первыми опекунами. Обычно это связь, сформированная с матерью или отцом. Таким образом, привязанность можно определить как связь, возникающую между ребенком и его родителем или основным опекуном.

Оказывается, этот вопрос не остается незамеченным и во взрослой жизни. То, как вы управляете своими эмоциями или относитесь к себе, ваши страхи, ваш выбор партнера или то, как вы выражаете себя, напрямую связаны с типом привязанности, который вы развили в детстве. Ранние переживания и ощущения оставляют впоследствии очень глубокий след. Именно в первые два года жизни приобретают значение модели привязанности между ребенком и родителями. В зависимости от того, как выглядят эти первые впечатления от окружающей среды, вы создаете способ видения мира и взаимодействия с ним.

Если эти отношения основаны на близости и заботе, есть большая вероятность, что человек будет развиваться здоровым образом по мере взросления. Однако если родители пренебрегают этой заботой, у ребенка возникают проблемы со здоровьем, и он может не выжить. Вот почему люди биологически готовы формировать эту важную связь с окружающими и заботиться о них. Посмотрите, как это важно! В детстве вы зависите от кого-то, кто впоследствии повлияет на вашу жизнь. Также подумайте о своих детях, если они у вас есть. Что вы думаете? Достаточно ли вашей заботы о них? Вы действительно делаете все возможное, чтобы ваши отношения положительно повлияли на его взрослую жизнь?

Теория привязанности Джона Боулби

Детский психиатр и психоаналитик Джон Боулби был первым, кто сформулировал теорию привязанности , исследуя отношения и связь, установленные между ребенком и его матерью. Он создал его в 1950-х и 1960-х годах и внес большой вклад в работу над отношениями между родителями и опекунами. Он обнаружил, что как устойчивость подростков, так и их поведение и последующее эмоциональное развитие напрямую связаны с типом связи, которую дети формируют со своими родителями в первые годы своей жизни.

На молодых особей влияет связь, сформировавшаяся в первый период их жизни. В этом смысле тип отношений, которые устанавливаются между младенцем и его опекуном, определяет его поведение и последующее эмоциональное развитие. Стиль привязанности, установленный в детстве, можно увидеть в страхах или неуверенности взрослых и в том, как они с ними справляются. Боулби определил привязанность как «любую форму поведения, которая приводит к тому, что человек достигает или поддерживает близость с другим выдающимся и предпочтительным человеком».

Что такое теория привязанности?

Боулби считал, что привязанность имеет четыре характеристики:

  • поддержание близости: это желание быть рядом с так называемой фигурой привязанности , т.е. люди, с которыми в детстве была установлена самая тесная связь (мать, отец, бабушка, дедушка или любой другой опекун);
  • безопасное убежище: вернуться к фигуре привязанности для комфорта и безопасности перед лицом страха или опасности;
  • надежная база: фигурка привязанности действует как надежная база, с которой ребенок может исследовать окружающую среду;
  • тревога разлуки: это тревога, возникающая при отсутствии объекта привязанности.

Теория привязанности - 3 основные идеи

Исследователь также разработал три основные идеи о теории привязанности. Во-первых, он предположил, что, когда дети воспитываются с верой в то, что их основной опекун будет доступен для них, они с меньшей вероятностью будут испытывать страх. Во-вторых, он считал, что это доверие формируется в критический период развития, особенно в раннем детстве. Ожидания, возникающие в этот период, как правило, остаются относительно неизменными на всю оставшуюся жизнь человека. Вот почему привязанность так важна. Наконец, он предположил, что те ожидания, которые формируются, напрямую связаны с опытом. Это означает, что прошлые события влияют на нынешние надежды. Например, ребенок, несколько раз получивший надлежащий уход, будет ожидать того же самого поведения в каждой последующей ситуации.

Теория привязанности объясняет, что привязанность младенца к родителю основана на сохранении близости, потребности в безопасном убежище, в котором можно найти утешение, когда возникает страх или опасность. Однако эти потребности не всегда удовлетворяются. Не у всех есть опекуны, на которых они могут положиться. Таким образом, в зависимости от того, как удовлетворялись все эти потребности, можно выделить стили привязанности , над которыми работала сотрудница Боулби Мэри Эйнсворт. Безопасный, избегающий и тревожно-амбивалентный стили привязанности. Позже был добавлен неорганизованный стиль. Вскоре вы узнаете больше о том, что характеризует каждый из них.

Когда возникает привязанность?

Привязанность начинает развиваться в утробе матери. Тогда малыш плачет или улыбается, чтобы привлечь внимание тех, кто о нем заботится. Можно сказать, что развитие привязанности продолжается от рождения до примерно 3-летнего возраста. Однако его тип может меняться в течение жизни в зависимости от типа отношений, которые вы устанавливаете.

Боулби выделял четыре фазы, во время которых формируются типы привязанности.

  1. Первая стадия: длится с рождения и заканчивается в возрасте от восьми до двенадцати недель. Тогда поведение ребенка такое же, как и у всех окружающих его людей, потому что он еще не различает, кто близкий, а кто чужой.
  2. Второй этап: с 2/3-месячного возраста до 6/9-месячного возраста. Затем младенец постепенно начинает узнавать своих родителей или опекунов и начинает бояться незнакомцев.
  3. Третий этап: с 6/9 месяца жизни до конца второго года жизни. В этот период начинают формироваться модели привязанности. Появляется все больше и больше моделей поведения, которые должны поддерживать близость с родителем или опекуном.
  4. Четвертая стадия: начинается на третьем году жизни. Ребенок учитывает планы, намерения и поведение родителя или опекуна. Он начинает понимать сложность мира, разбираться в отношениях с окружающими.

По мере взросления человека его автономия возрастает, а зависимость от родителей значительно снижается. Однако привязанность никогда не исчезает. На самом деле во взрослом возрасте эта связь восстанавливается в других отношениях, например, с друзьями или партнером. Это означает, то что, как вы связаны с вашими опекунами в детстве, может определить вашу взрослую жизнь.

Стили привязанности согласно теории Боулби

Стоит подробнее рассмотреть, как выглядит каждый тип крепления.

Безопасный стиль привязанности?

Этот тип привязанности характеризуется безусловностью: ребенок знает, что опекун его не подведет. Я чувствую, что меня любят, принимают и ценят. По словам Боулби, этот тип привязанности во многом зависит от постоянства опекуна в обеспечении заботы и безопасности. Это должен быть человек, внимательный и озабоченный общением с новорожденным, а не только заинтересованный в удовлетворении потребностей ребенка в плане ухода и кормления. Попечители должны быть доступны, когда это необходимо, и уход должен быть быстрым. Например, ребенок плачет, и мать, отец или основной опекун быстро приходят посмотреть, что происходит, и позаботиться о потребностях ребенка. Также важно проявлять ласку, разговаривать, играть, проводить время с ребенком.

Таким образом, малыш чувствует, что его потребности, связанные с теми или иными главными героями которые присутствуют в его жизни, он удовлетворен, потому что он чувствует себя в безопасности. Он знает, что если с ним что-то случится, кто-то придет, чтобы ему стало лучше. Минус, конечно, в том, что эта процедура предполагает практически полное участие со стороны ухаживающего лица. Некоторым людям это может быть трудно, особенно тем, кто не бросает свою профессиональную деятельность.

Следствием развития безопасного стиля привязанности в раннем детстве является то,что у мальчика или девочки развивается позитивная самооценка, а также повышается эмоциональная стабильность. Это дети, которые проявляют большое чувство безопасности, исследуя окружающую их среду. Хотя поначалу они могут скучать по своему опекуну, эта неуверенность, вызванная отсутствием отца или матери, обычно не длится долго. В конечном итоге они адаптируются и хорошо себя чувствуют в новых ситуациях.

Как распознать тревожно-амбивалентный стиль привязанности?

В психологии «амбивалентность» означает выражение противоречивых эмоций или чувств, что часто вызывает тоску. Поэтому в случае тревожно-амбивалентной привязанности ребенок не доверяет своим воспитателям и испытывает постоянное чувство незащищенности. Иногда он чувствует себя в безопасности, а иногда ему не на кого рассчитывать. Тревожно-амбивалентный стиль привязанности проявляется у детей, основные воспитатели которых удовлетворяли их потребности и уделяли им внимание. Однако иногда они могли рассчитывать на быструю помощь, а иногда нет.

Например, представьте, что сейчас ночь. Вдруг слышится крик. Родители думают, что если они будут вставать с малышом каждый раз, когда он плачет, он никогда не научится крепко спать. Ну, плачет малыш либо потому, что голоден, либо ему нужно сменить подгузник, либо ему просто не хватает маминого или папиного тепла. Через некоторое время родитель заглядывает в комнату ребенка, говорит «не плачь, пора спать», берет малыша на руки и пытается убаюкать малыша. Или ждет, пока сам перестанет плакать. Это повторяется много раз. Воспитатели иногда приходят быстрее, иногда медленнее, проявляют ласку, пытаются успокоить и т. д. Проблема в том, что ребенок усваивает, что только иногда его потребности удовлетворяются.

Это приводит к воспитанию людей, которые не уверены в своих родителях и с трепетом обращаются к ним. Они устают, когда им нужна помощь. Это проявляется в проявлениях гнева, ярости и вспышках неудержимого плача.

Избегающий стиль привязанности — как он выглядит?

Избегающий стиль привязанности встречается у детей, которые мало контактируют со своими основными опекунами. Родители могут удовлетворить физиологические потребности ребенка, но не аффективные потребности. Они не придают большого значения эмоциональной части воспитания. Когда младенец плачет, к нему подходит опекун, чтобы накормить его, сменить подгузник, не учитывая эмоциональные или социальные потребности малыша.

Дети с избегающей привязанностью предполагают, что они не могут рассчитывать на своих родителей, что вызывает у них дистресс. Таким образом, они демонстрируют разное дистанцирование. Например, они не плачут, когда их разлучают с опекуном, интересуются только своими игрушками и избегают тесного контакта. Они часто плохо осознают свои эмоции, в том числе не умеют их подавлять. Обычно они кажутся вполне независимыми мальчиками или девочками с большой автономией, но только потому, что они поняли, что им приходится сталкиваться с определенными ситуациями без поддержки. Воспитатели враждебны, холодны, негибки в общении и бесчувственны в восприятии и реагировании на потребности ребенка.

Что такое неорганизованный стиль привязанности?

Дезорганизованный стиль привязанности проявляется у детей, воспитывающихся в запущенной среде, в семьях, где потребности в питании или гигиене удовлетворяются нерегулярно. Где контакт с основными опекунами практически нулевой. Обычно это происходит в родительской среде, где, среди прочего, есть зависимости, физическое или эмоциональное насилие или экономические лишения.

Поведенческие особенности этого типа привязанности проявляются уже у младенцев. Например, вы можете заметить, что когда ваш малыш видит появляющуюся фигуру матери, он беспокоен и избегает зрительного контакта. Дети постарше убегают и даже плачут. Последствия развития в такой среде могут быть разнообразными, но, конечно, не положительными. Во многих случаях они в конечном итоге обращаются к преступлениям с самого раннего возраста.

Как стиль привязанности влияет на взрослую жизнь?

Качество привязанности будет определять как психологическую модель взрослого человека, так и его отношения с окружающими, страхи и способ управления эмоциями.

Взрослые с безопасным видом привязанности:

  • доверять другим;
  • установить долгосрочные отношения;
  • они уверены в себе;
  • чувствовать себя комфортно, делясь своими чувствами с людьми, которым они доверяют;
  • они могут искать социальную поддержку.

Взрослые с тревожно-амбивалентной привязанностью:

  • неохотно подходят к другим;
  • они переживают, что партнер их не любит;
  • впадают в депрессию, когда отношения заканчиваются;
  • страх покинутости или одиночества;
  • они вступают в эмоционально зависимые отношения.

Взрослые с избегающей привязанностью:

  • могут возникнуть проблемы с близостью и близкими отношениями;
  • они вкладывают мало эмоций в социальные и романтические отношения;
  • показывают нежелание или неспособность делиться мыслями или чувствами с другими;
  • отказываются, когда кто-то предлагает им помощь;
  • они избегают разговора об эмоциях;
  • они очень ценят независимость.

Взрослые с дезорганизованным стилем привязанности:

  • они боятся отказа;
  • эмоционально неустойчивы;
  • они могут вести себя вопреки тому, что чувствуют;
  • чувствовать тревогу и страх;
  • с трудом доверяют другим;
  • они ведут себя непредсказуемо.
Полная версия