Москва
18 декабря ‘24
Среда

Воспитание: запреты — какими они должны быть

Чем больше запретов, тем меньше дети на них реагируют. Поэтому психологи советуют произносить слово «нельзя» реже, чем мы привыкли.

Только как это сделать, если малыш постоянно делает что-то запрещенное?

  • Чтобы избежать ругательств и запретов, нужно максимально организовать деятельность ребенка, чтобы ребенок был чем-то занят и ему не было скучно. Если родитель уделяет достаточное время своему малышу, у ребенка не возникает частого желания сделать то, что запрещено.
  • Для ограничения ребенка в запретных действиях отлично помогает способ отвлечения. Малыши моментально переключаются с одного на другое. Достаточно предложить ребенку новое занятие, показать что-то интересное, как он тут же забывают о тех запрещенных вещах, которые собирался делать.
  • Лучше спрятать из зоны видимости ребенка предметы, которые ему не положено трогать. Огромное значение имеет тон, с которым родители запрещают ребенку что-либо делать и произносят слово «нельзя». Это должно быть не эмоционально окрашенное слово, произносимое ровным спокойным нейтральным голосом, чтобы ребенок понял, что родитель не запрещает ему быть самим собой, а просто хочет оградить от каких-то опасных действий.
  • Иногда полезно наглядно показать малышу, с чем связан тот или иной запрет. Например, позволить под присмотром взрослого на секунду прикоснуться к горячему утюгу или острому ножу. Дети отлично запоминают неприятные ощущения и больше не хотят их повторения.

Что не следует запрещать?

  • Задавать вопросы. Малыш подрастает, узнает о мире больше и больше, обнаруживает множество непонятных вещей. Не всегда родителям легко отвечать на задаваемые ребенком вопросы, особенно в моменты усталости. Но делать это нужно обязательно, чтобы помогать малышу полноценно развиваться и создавать крепкую связь «родители - ребенок».
  • Завидовать или злиться. Не стоит забывать: ребенок — человек, только маленький. Он, как и взрослый, имеет право выражать эмоции, хорошие и плохие. У маленьких детей отсутствует сила воли, самоконтроль для них — непосильная задача.
  • Жадничать и стыдить его за это. Вместо этого лучше предложить ему совершить обмен игрушками с другим малышом. Обязательно нужно воспитывать в малыше доброту и щедрость. Однако нельзя принуждать ребенка делиться игрушками с другими детьми, если он отказывается это делать.
  • Говорить «нет». Это нарушает личные границы маленького человека. Стоит попробовать разъяснить ребенку с примерами, что иногда приходится делать что-то вопреки своим желаниям.
  • Иметь секреты. Ребенок должен обладать личным пространством, как духовно, так и физически.
  • Бояться. Зачастую малыши боятся врача или другого человека. Не нужно их за это позорить, а просто объяснить, что ситуация не так уж страшна. Не нужно говорить фразу, типа: «мальчики не должны бояться», вместо этого лучше спросить, что именно напугало ребенка, так он научится доверять.
  • Шуметь. Не нужно портить детство ребенку, пусть он поет и шумит, ведь взрослым людям общество диктует свои правила и запреты.
  • Плакать. Лучше помочь малышу найти причину плача и способ справиться с этим.
  • Ошибаться. От ошибок никто не застрахован, к сожалению. Отвратительно, когда взрослый ругает за них собственного ребенка.

Неудивительно, что ребенок, которому достается от родителей за какие-либо промахи, отказывается делать что-либо самостоятельно.

Полная версия