Родителям необходимо знать, как на разных этапах развития ребёнка благотворно влиять на формирование его психики.
Ошибки в воспитании могут привести к формированию различных расстройств. Например, пагубное воздействие на психику младенца может привести к тому, что во взрослом состоянии он станет психотиком.
Цель при воспитании с рождения до 1 года: сформировать у младенца границу между «я» и окружающим миром.
После появления на свет ребёнка его психика является «tabula rasa», т.е. чистой доской. Между нейронами головного мозга отсутствуют связи. Взаимодействие с родителями приводит к удовлетворению базовых потребностей, младенец успокаивается. В это время появляются первые нейронные связи, которые станут основой формирования психики.
Как же формируется граница между «я» и окружающим миром? Рассмотрим пример: ребёнок хочет кушать, начинает плакать и кричать, возрастает эмоциональное напряжение. Приходит мама и кормит его, напряжение спадает. Через некоторое время в психике накапливается достаточное количество удовлетворённых потребностей и младенец начинает воспринимать свой крик и использовать его для воздействия на окружающих. Чаще всего это происходит в возрасте 8 месяцев.
Благоприятные условия для развития психически здорового младенца
- Большое количество удовлетворённых потребностей.
Ребёнка нужно накормить, если он голоден; укрыть, если он замёрз; помыть, если он, например, вспотел; поменять памперс и так далее.
- Регулярное снижение эмоционального напряжения.
Каждое дискомфортное состояние должны быть нейтрализовано.
- Качественная согласованность.
За ребёнком стабильно должен ухаживать один взрослый. Постоянная смена человека, который ухаживает за младенцем негативно влияет на психику.
В годы второй мировой войны психоаналитик Рене Шпиц провёл наблюдение детей, попавших в детские дома. Из-за отсутствия контакта с матерью у них развивалась анаклитическая депрессия. У младенцев уже был опыт взаимодействия с матерью, они начали привыкать именно к ней. Уход нянечек не мог заменить им маму, поэтому дети становились апатичными, мало двигались, плохо кушали и теряли вес. У большинства начиналась задержка психического развития, а некоторые дети даже умирали.
- Свободное использование мамой комплементарных откликов.
Мама должна подстраиваться под ребёнка, использовать индивидуальные формы общения, ласкать, баюкать малыша без каких-либо ограничений.
Психически здоровый ребёнок – счастливый ребёнок. Фундамент для этого закладывается ещё в младенчестве, поэтому важно знать, как предотвратить развитие психических нарушений с самого рождения. Малышу необходима любовь мамы, её постоянное присутствие и забота. Именно в такой атмосфере младенец сможет осознать, что есть «он», а есть мир вокруг.