Психологические составляющие проблемы воровства у детей
Как ни странно, практически у каждого человека в его детстве присутствует эпизод воровства.
По мнению психологов, в раннем возрасте, воровство не стоит рассматривать в привычном для нас понимании, так как до семи лет ребенок еще не совсем понимает хорошие и плохие поступки, что значит поступить «по совести».
Ребенок детсадовского возраста еще не воспринимает разницу между своими и общественными вещами в соответствии с определенными требованиями.
Конечно, на подобные случаи родители обязаны реагировать должным образом.
Надо объяснить ребенку, что он взял личную вещь, принадлежащую другому, добавить, что человек, у которого малыш забрал эту вещь, очень расстроился; можно задать вопрос: «Как он себя почувствует, если у него заберут что-либо любимое?»; научите с извинениями возвращать чужое, запретите брать не свои вещи без разрешения.
Возраст от четырех до шести лет является тем периодом, когда идет процесс формирования особенностей поведения ребенка.
Обычно в возрасте шесть-семь лет ребенок уже более привычно относится к соблюдению социальных требований и норм. Хотя психологи и педагоги, исключают из этого списка подвижных, возбудимых деток, не способных сдерживать свои желания.
Воровство в данном случае будет иметь определение «импульсивное». Но и оно требует контроля, разъяснения отрицательного характера поступка, выучки ответственному поведению.
Считается, что в возрастном периоде семь-десять лет, причиной воровства для ребенка может являться еще недостаточное понимание ценности вещей, денег.
Особенно это проявляется, если в семье не затрагивается тема о том, насколько сложным является процесс обеспечение всех потребностей семьи, о заработке, о том, на что деньги тратятся, а также, если родители без ограничений, по первому требованию ребенка, все покупают.
В отличие от неосознанного мотива, уже в одиннадцати-двенадцати летнем возрасте воровство денежных средств, по мнению психологов, является осознанным поступком.
В осознанном возрасте называют следующие причины воровства: недостаточно развитые нравственные позиции о допустимом поведении; тяжелые ощущения психологической неудовлетворенности ребенка (скажем, враждебность, отсутствие достаточного внимания в семье); слишком большое желание чем-то овладеть, оно превышает осознание недопустимого (хочется завладеть давней своей мечтой и не важно, с помощью каких методов этого добиться).
Определенные и немаловажные личностные характеристики: стрессы, психологические травмы; безответственность; неусвоенные понятия, что такое «личное» и «чужое»; отсутствие самоконтроля и способности к сопереживанию; мстительность (можно украсть у кого-то любимую вещь, чтобы досадить или отомстить тому, на кого сильно обижен); слабая воля (скажем, на воровство ребенка может толкнуть другой человек; чаще соглашается из-за желания самоутвердиться, стать «своим», повысить популярность); равняться на пользующихся авторитетом взрослых (если в окружении есть воры).
Это все тоже способствует тому, что ребенок привыкает к воровству, особенно если нет достаточного контроля над поведением ребенка.
Иногда воровство является признаком психических отклонений ребенка. Это сигнал того, что необходима профессиональная помощь. В довершение всего, в подростковом возрасте, воровство может являться сопроводительным поведением и разных серьезных проблем: алкоголизма, наркомании, и других.
Как «бороться» с детским воровством?
«Профилактика»: никогда нельзя самим брать чужое; научите ребенка, как приобрести то, что он желает (например, можно копить подаренные деньги); необходимо чтение рассказов или сказок, осуждающих воровство, позволяющих малышу прочувствовать, что это неправильно; следует разъяснить ребенку, что и у него, и у каждого есть свои личные вещи, которые без спроса никто не может взять; соблюдать дома эти ограничения, показывать на своем примере; попытайтесь установить откровенные, близкие отношения с ребенком, уделяйте ему достаточно внимания и осуществляйте контроль над его жизнью; имеет смысл просто обсудить с ребенком, что взять чужое - это отрицательный поступок, воровство, имеющее плохие последствия.
Предлагаемая реакция на случившееся воровство:
- при первом случае, не делайте сразу выводы о порочности малыша, но не оставляйте данный проступок без внимания;
- сохраняйте спокойствие; не бросайтесь в адрес другого родителя фразами типа: «Я чувствовала. Это все твое воспитание, вседозволенность»;
- следует в большей мере осуждать поступок, а не внушать ребенку, что он теперь вор; обязательно выясните причину кражи (может быть, здесь случай посложнее, чем простое желание овладеть каким-то предметом);
- смиритесь с тем, что выяснение ситуации с кражей наверняка будет болезненной для ребенка; установление при всех членах семьи (может быть и хозяина украденного) того, каковы обстоятельства, мотив поступка, а также возврат вещи, извинения надолго запомнятся малышу, и, по-видимому, поможет вновь этого не повторять (но очень важно быть доподлинно уверенными, что это сделал ваш малыш, чтобы в ребенке не зародился комплекс неполноценности). К тому же, следует данную ситуацию разобрать поглубже, ребенка стоит предупредить, что такая ситуация может случиться и с его личными вещами, а это означает, что следует быть внимательным: - откорректируйте поведение (если ребенок украл что-то вне дома, надо это заставить его вернуть и принести извинения хозяину; если это уже съедено или потрачено, то можно одолжить ребенку деньги, которые потом он обязан, будет вернуть, скажем, из подаренных или тех, которые он заработал, выполняя дополнительные домашние дела; если ребенок украл сладости, то запретите их употребление на определенный период);
- при краже из дома родительского кошелька или денег (дети семи или десяти лет) объясните ребенку, что это непозволительно; вы можете дать ребенку понять, что деньги являются не просто бумажкой, которую родители приносят с работы, заставьте его отработать определенную сумму (в случае если деньги потрачены, это будет более обоснованно) выполняя работу по дому, таким образом, ребенок хоть немного поймет, что значит зарабатывать деньги;
- следует усилить контроль над ребенком (присматривайтесь к неизвестным материальным поступлениям, новым вещицам);
- если ребенок постоянно ворует, обязательно обратитесь за профессиональной помощью (к психотерапевту, психологу).
Детское воровство, конечно, является серьезной проблемой, но благодаря благоразумному профилактическому воспитанию, теплым и открытым семейным отношениям, чуткости и правильной реакции можно это предотвратить или сделать неприятный случай только эпизодом с верными выводами.