Устарели ли сказки для модернизированного общества 21 века? В 1976 году клинический психолог профессор Бруно Беттельхайм написал книгу, в которой исследовал силу и пользу сказок в развитии ребенка.
Сорок лет спустя его работа сохраняет свою важность. Беттельхайм считает, что когда дети обретают смысл в этих социально эволюционных историях, они эмоционально развиваются. Это готовит их к будущей жизни.
Должны ли родители все еще рассказывать детям сказки, или эти времена прошли? В отличие от мифов, представляющих подробные исторические трагедии, недоступные разуму ребенка, сказки — это сценарии бедствия, поисков, борьбы и принятия со счастливым концом. Они универсальны для перевода, их редактируют и совершенствуют с каждым поколением.
С помощью сказочного рассказа ребенок осмысливает свои детские жизненные потрясения. Образы в сказках, такие как персонифицированные животные, взрослые в виде великанов и других иносказательных образов, позволяют ребенку понять свои страхи.
Сказки позволяют читателю исследовать добро и зло через судьбы разных героев. Ребенок выражает свою личную позицию в обсуждениях каждого действия персонажа и их последствий для себя и окружающих. Благодаря рассказам ребенок знакомится с нравственными соображениями.
Рассмотрим, как это работает на примере известной сказки «Три поросенка». Маленький поросенок упорно работал, строя свой дом из кирпича. В итоге он создал крепкий дом, который спас его от зубов злого волка. Другие поросята ленились. Они быстро построили домик из соломы, чтобы успеть поиграть, но были съедены коварным волком.
Не говоря ему прямо об этом, ребенок узнает, что упорный труд окупается, и иногда необходимо отложить свои удовольствия. Сказки дают ответ на то, каков действительно есть мир и место ребенка в нем.
Числа играют немаловажную роль в мире, и сказки рассказывают об этом. Здесь магическое число три: три медведя, три поросенка, три желания и т.д. Кроме религиозных коннотаций Святой Троицы ребенок видит свое место в триаде мать, отец и ребенок. Как и в сказке, из двух других дорог ребенок обычно выбирает третий путь: свой.
Ребёнок не должен знать психологического содержания сказочных образов, иначе они теряют свою силу и радость. Полезность сказок лежит на подсознательном уровне.
Сказки завершаются тем, что все жили долго и счастливо, что противодействует тревогам ребенка. Они учат, что счастье достигается через хорошие отношения, щедрость, взаимопомощь, труд.
Было бы опрометчиво отказаться от инструмента, который использовался на протяжении веков для общения между родителями и детьми, воспитания морали и саморазвития. Проведите время детства ваших малышей со сказками!