«Как заставить ребенка читать?» - этот вопрос часто приходится слышать от родителей школьников разного возраста. Мой ответ «Никак» всегда воспринимается с удивлением.
К сожалению, большинство взрослых не понимает, что «заставить» ребенка читать нельзя, а даже если это и удастся, то эффект будет крайне недолгосрочным. И в следующий раз, когда речь зайдет уже о новой книге или другом произведении, заставлять придется опять. А это не наша история. Главный вопрос, на который нужно дать ответ, как заинтересовать ребенка книгой, как привить любовь к чтению.
Как бы банально ни прозвучал следующий совет, начать нужно именно с него: обратите внимание на себя.
Задайте самому себе вопросы:
- какую последнюю книгу я прочитал?
- какая книга мне особенно понравилась (поразила, заставила задуматься)?
- что из книжных новинок я хочу прочитать?
И давайте отвечать честно. Берите конкретный временной промежуток, например, последние полгода, и вспоминайте книги, прочитанные именно тогда. Нет смысла говорить о произведениях, с которыми вы познакомились в институте или школе. И если на эти вопросы вы не смогли дать ответы, то вам точно нужно начать с себя.
Приведу пару примеров из жизни, чтобы доказать, что такой подход действительно работает. Одной моей подруге я помогала переезжать. Во время разговора она сетовала на то, что ее сыновья-двойняшки вообще не любят читать. Книги в руки не берут, даже, чтобы картинки посмотреть. Пока мы упаковывали коробки, я заметила одну интересную деталь: детских книг было огромное количество. Большие и маленькие, толстые и тонкие, в твердой обложке и в мягкой, цветные, красивые… Но не было ни одной книги, которую могли бы читать взрослые. То есть если не брать во внимание детские издания, то дома книг нет вообще. Родители не читают никогда. Возникает резонный вопрос: почему должен начать читать ребенок, если он никогда в жизни не видел, как взрослый сидит с книгой?
Вторая история – тоже история моей подруги. Когда она ушла в декрет, то сразу обозначила условие: каждый день с семи до восьми часов вечера она читает. Это час ее свободного времени, она не занимается домашними делами, ребенком занимается папа. Когда дочь подросла, то сначала стала подражать своей матери, сидела в это время на диване с книгой (неважно, что иногда книга была вверх ногами), а потом стала в это время читать. Мораль очевидна.
Найдите книгу себе по душе. Это может быть любой писатель, любой жанр, любое издание. И читайте. Полчаса, час в день. Этого уже будет достаточно, чтобы вы воспитывали своим примером.
Еще одна ошибка, которую неосознанно допускают многие родители: делать из чтения наказание. Если ребенок провинился, его лишают телефона, компьютера и заставляют читать. О какой любви к чтению можно говорить после этого?
Второй совет – обсуждайте. Ребенку мало просто прочитать, ему обязательно захочется рассказать о той истории, с которой он познакомился, высказать свое мнение, узнать вашу точку зрения. Поэтому, конечно, вам стоит самим читать те книги, которые вы даете ребенку. Если речь идет о школьной программе, то что-то вы помните и так. Расскажите, как вы отнеслись к этому произведению, когда сами были учеником, как изменилась ваша позиция сейчас. Помимо того, что это опять-таки способствует развитию интереса к книге, это еще и ваше живое общение с ребенком.
Совет третий – смотрите экранизации. Это, конечно, больше подходит для детей старшего возраста. Прочитали книгу, устроили киносеанс, после этого обсудили. Чем отличается фильм от книги? Что получилось, а что не получилось передать в фильме? Что больше понравилось: книга или кино?
Можно еще придумать большое количество разных приемов, которые будут помогать вам в этом деле: вместе ходите в книжные магазины, коллекционируйте книги одной серии, пробуйте слушать аудиокниги, просите у ребенка совета, что вам почитать в свободное время, пусть он составит список для чтения специально для вас. Здесь главное – показать ребенку, что чтение – это одно из самых увлекательных занятий, и важно самому в это поверить.