Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Как приучить ребёнка к домашнему труду

Все родители мечтают о том, чтобы их ребёнок проживал свою жизнь легче и продуктивнее, чем они сами.

Это – вполне нормально, однако нередко в погоне за благополучием ребёнка, они исключают его из системы домашнего трудового воспитания. А ведь именно этот фактор является неотъемлемым условием развития в ребёнке таких качеств, как ответственность, готовность прийти на помощь, самостоятельность, а также важнейших навыков: умения самому себя обслуживать, поддерживать порядок, осуществлять самоконтроль, готовить простейшую пищу.

В результате неправильной расстановки родителями в воспитании, малыш не получает должных навыков и умений. Зачастую такие дети растут неприспособленными, а со временем у них не формируется потребность в самообслуживании – она подменяется желанием оказаться под полным патронажем родителей во всех житейских делах. Это трактуется психологами как проявление инфантилизма.

Более того, если начать требовать помощи в домашних делах только тогда, когда сын или дочь войдут в подростковый возраст, можно столкнуться с «активным» нежеланием включаться в домашнюю работу. Это может выражаться в плохом настроении, формальном выполнении и даже в агрессивной форме отказа. Увы, время уже будет упущено, и приучить подростка помогать по дому будет в разы сложнее, чем, если бы это делалось в раннем возрасте.

В каком возрасте нужно начинать приучать ребёнка к домашнему труду?

Уже к семи годам, то есть к тому времени, когда ребёнок начнёт ходить в школу, он должен обладать всеми необходимыми для самообслуживания навыками. Начинать близко знакомить ребёнка с домашними обязанностями лучше всего в возрасте 3 лет, хотя, так или иначе, участвовать в домашних делах он может и раньше этого возраста. Трёхлетние дети с удовольствием копируют действия родителей, и при этом у них появляется ощущение «я – сам, я могу», что очень важно для развития малыша.

Как научить ребенка выполнять домашнюю работу с удовольствием?

Вся деятельность ребёнка должна быть основана не на принуждении, а на вовлечении, на формировании заинтересованности и ощущении важности его как персоны, совершающей что-то значимое. Существует несколько основных моментов, облегчающих вхождение малыша в мир домашней деятельности:

  • Вовлечение в домашние дела посредством игровой деятельности. Для ребёнка эта форма деятельности является наиболее естественной, в ней он чувствует себя комфортно;
  • Обязательное позитивное общение с малышом во время осуществления какой-либо работы. Особенно если ребёнок сам старается быть полезным. Он с радостью отзовётся, если поручить ему сделать что-то простое. Просьба должна сопровождаться словами ободрения и поощряться дополнительной похвалой. Такое общение вызывает у ребёнка желание вновь и вновь делать что-то сообща с мамой или папой;
  • Постоянное подчёркивание важности помощи, которую оказывает ребёнок. Это повышает его самооценку;
  • Давать ребёнку только посильные задания и нагрузки. Ведь если он не справится или выполнит задание плохо, у него возникнет чувство горечи, которое может перерасти в стойкое нежелание делать что-то самому;
  • Совместный труд с ребёнком на первых порах должен быть регулярным, чтобы он понял, что это целая система, в которую он отлично вписывается;
  • Когда у ребёнка уже есть определённые навыки, не стоит бояться доверять ему выполнение работы целиком, без контроля. Это поможет ему чувствовать себя значимым и взрослым;
  • Не ругать за ошибки. Если ребёнок что-то сделал не так, нужно обсудить ситуацию, показать, что нужно было сделать и как. Порицание и высмеивание «убивают» желание помогать.

Приучать ребёнка к труду – ежедневная нелёгкая задача. Однако это именно то, что сделает из малыша взрослого самодостаточного человека.

Полная версия