Это сегодня у детей есть планшеты, телефоны, игровые приставки, а еще несколько десятилетий назад подрастающее поколение развлекалось совершенно иным образом.
Недаром советское детство многие называют счастливым временем. Развлечения тогда были проще, а дети – радостнее. Большую часть времени они проводили на улице, играя со сверстниками. Домой было не затащить! А уж если получалось, и там они находили себе занятия. А вы помните, чем занимались на досуге в детстве?
Нарвал листьев – миллионер!
Во дворе часто играли в магазин. Деньги – зеленые листки с кустов и деревьев. Они даже становились продуктами: чуть продолговатый – огурцом, круглый – помидором, трава – луком и укропом, песок – крупой или тестом. Конечно, ветер такой магазин не щадил, так что для верности приходилось на товары сверху класть небольшие камушки – чтобы не унесло.
Маленькие модницы находили другое применение растениям. Они срывали лепестки у цветов и клеили их на пальчики. Получались накладные ногти. Минус такой красоты выявлялся почти сразу: «ногти» быстро отлетали, приходилось брать новые.
А у тебя есть секретик?
У каждого уважающего себя советского ребенка был свой «секретик» – причем вполне осязаемый. Именно так называли небольшие клады, которые закрывали неглубоко под землю.
Писательница Ирина Пивоварова в своих рассказах про Люсю Синицыну, ученицу третьего класса, так описывает этот процесс: «Возьмите чистое стеклышко и выройте в земле ямку. Положите в ямку фантики, а на фантик – все, что у вас есть красивого». Под стеклом могли оказаться перышки, листики, веточки, лоскутки, пуговицы. Настоящей гордостью становились «секретики», представляющие собой целые красочные картины.
Одна беда – мальчишки-хулиганы обожали эти клады нещадно грабить. Не было большего оскорбления, чем вырытый «секретик»! Поэтому их местонахождение обычно тщательно скрывалось, а делились им только с самыми близкими друзьями.
Телефон, бомбочки… Хулиганство, одним словом
Если ребенок был наказан за повинность и посажен под домашний арест, развлечения также находились. Некоторые озорники брали в руки телефон (стационарный, конечно же!) и начинали названивать. Кого можно было набрать? Например, учительницу и сказать ей в трубку что-нибудь нелестное. Или же одноклассника, над которым давно хотелось подшутить. Разговаривать можно было, зажав нос пальцами, чтобы голос никто не узнал. Влюбленные, конечно, набирали номер визави и шумно дышали в трубку. Определители номеров (АОНы) появились позже, до этого же легко можно было остаться неузнанным.
Когда делать становилось совсем нечего, в ход шли воздушные шары и вода, которая наливалась вовнутрь. Эти хулиганские композиции отправлялись с балкона. Иногда просто на асфальт, а иногда… не везло кому-то из прохожих. Правда, некоторые, особенно настойчивые, экземпляры порой высчитывали номер квартиры и жаловались родителям на лоботрясов. Ох, и доставалось же тогда от мамы с папой…
«Пиковая дама, приди!»
Некоторым явно не хватало острых ощущений. Вечером ребята собирались небольшой компанией и… вызывали Пиковую даму. Или Пушкина, или Гоголя – кому как нравилось.
Все проходило в таинственной магической обстановке. Свет был приглушен, свечи расставлены по углам. Карта пиковой дамы, томик поэта или писателя торжественно лежала в центре. Голос дрожал от страха, но любопытство перевешивало.
Самое интересное, дух на самом деле приходил! Ну, или участникам так казалось. В самый ответственный момент, как правило, кто-то начинал визжать и нарушал атмосферу. Потом друг другу рассказывали про явно повеявшим холодком, книгу или карту, которая после сеанса была немного сдвинута. Особо впечатлительные рассказывали, как кто-то дотронулся до спины…
Давай меняться
Больше всего во дворе уважали тех, кто имел самую большую коллекцию чего-нибудь. В разные годы это могли быть марки, монетки, фантики от конфет, вкладыши от импортных жвачек, календарики. Для хранения этого богатства у родителей надо было выпросить какую-нибудь коробку.
Но самое интересное было обмениваться. Или выигрывать желаемое. Расставаться с раритетом было грустно, но зато обмен происходит в честном бою. Часто фишки и вкладыши уходили путем игры «камень, ножницы, бумага». А самые отчаянные «резались в ножички». Для игры необходим был простой перочинный нож. С его помощью в игре делили территории – безобидно, но беспощадно. Выигравшему доставался приз или, что еще лучше, признание двора. Это дорогого стоило!