Москва
1 ноября ‘24
Пятница

Создаем ребенку условия для развития

Развитие ребенка – многогранное понятие. В него включаются аспекты физического развития, психического, социальной адаптации и интеллектуального и творческого становления личности.

Как же все это более-менее гармонично обеспечить?

Во-первых, не стоит ставить себе целью сделать все идеально. Самым важным начальным моментом для развития ребенка является небольшая систематизация: нужно приучить ребенка складывать вещи на место и находить для них это место, исходя из своих потребностей. Такая возможность у мозга ребенка появляется далеко не мгновенно. Начиная с 7-ми лет ребенок приобретает хорошие способности для систематизации. Поэтому нужно вместе с ним перебрать, что он делает за день, с чем играет, что читает, и помочь ему сложить свои вещи самым удобным именно для него самого образом. В дальнейшем, по мере того, как его интересы и способ жизни меняется, нужно легонько стимулировать его самостоятельно выполнять такие переустройки.

Для того, чтобы ребенок развивался ему нужно регулярно организовывать “давление внешней среды”. Такое давление стимулирует для ребенка усилия по достижению поставленных задач. Это может быть требования закончить класс с определенными отметками, или заработать первые деньги или организовать реальную полноценную помощь маме. В любом случае формируется некая сила, внешнее требование, которое нужно выполнить и под которое нужно перестроить свой ритм жизни. Такие требования заставляют ребенка оптимизировать свою жизнедеятельность.

Не нужно забывать награждать малыша за каждую победу. Но тут есть свои особенности. Нельзя награждать ребенка за то, что должно быть для него удовольствием само по себе: достижения в развитии своего тела (подтянулся, пробежал, отжался) глупо награждать шоколадкой. Ребенку нужно прививать понимание, что не каждый его шаг делается ради награды, и выводить его на понимание того, что все, что он делает, он делает для себя и награду определяет для себя сам. Его достижения – и есть его награда, поэтому, родители должны постепенно уходить от практики “награждения”, которая хорошо работает в более раннем возрасте.

Для полноценного развития желательно организовать ребенку доступ к тем материалам, книгам, информации и возможностям, которые необходимы для реализации его интересов и возможностей. Это требует немалых материальных средств, особенно, учитывая, что на детях очень хорошо зарабатывают торговцы, понимая, что родители мало в чем откажут ребенку. Но тут тоже есть выход. Наблюдения за процессами развития детей в разных регионах показывают, что большую творческую активность и большую эффективность работы мозга показывали выходцы из бедных регионов, у которых был более спокойный ритм жизни и много времени для созерцания и мышления, чем те, кто жил “в ритме города” и имел доступ к информации и многочисленным специальным развивающим играм и т. п. Особенно напрягаться не стоит. Для ребенка важнее правильное общение и возможность “поиграть” с изучаемым предметом, чем какие-то особые технологические изыски. Так, для того, чтобы привить малышу интерес к математике, достаточно нескольких предметов, ручки и бумаги – и его за уши не оттащишь от цифр и вычислений. В данном случае важнее психология взрослого, который занимается ребенком, а не сложность и красочность пособий. Поэтому более эффективным денежным вложением будет найм умного учителя, умеющего работать с детьми, а не покупка дорогих книг или планшетки.

Для развития ребенка невероятно важно включать в общение обоих родителей. Общение с родителями наиболее важный момент становления ребенка, который зачастую в большей степени определяет его дальнейшие познавательные способности или же способен их полностью убить. Дети в неполных семьях зачастую вырастают достаточно любознательными, но у них у всех фиксируются когнитивные нарушения разного уровня, которые так или иначе не позволяют в будущем в полной мере проявиться их талантам и возможностям. Поэтому желательно обеспечить ребенку возможность полноценного общения с другим родителем и в случае распада семьи, создавать новую.

Родители и учителя должны учитывать, что у ребенка бывают моменты так называемой “когнитивной уязвимости”, когда любая информация, которая придет в его мозг в данный момент, станет фокусом для дальнейшей работы мозга на долгие годы. К таким моментам желательно готовиться, в частности, готовиться специального книги, фильмы, аудиозаписи, темы для разговора с малышом. Как правило, их можно ориентировать на определение его дальнейших профессиональных и личных интересов, на формирование важных хобби или интеллектуальных интересов. Не стоит сомневаться и боятся сознательно подталкивать ребенка в нужном направлении, в дальнейшем он будет определять свою жизненную линию сам, но помочь ему обрести хороший фундамент необходимо.

Полная версия