В некоторых семьях, где воспитываются, живут и растут дошкольники, остро встаёт вопрос о домашних занятиях с ними, когда взрослые к ним тщательно готовятся: покупают игры и игрушки, самостоятельно мастерят и разрабатывают учебные и развивающие пособия, а дошколята предпочитают занятиям только «поигрульки», прогулку и развлечения.
В этой статье будет рассказано, как взрослым заниматься с дошкольниками с интересом и пользой.
Когда взрослые готовят оборудование для занятий с дошкольниками они представляют себе идиллию: дети с удовольствием рисуют, занимаются трудовым обучением – лепкой и аппликацией, выполняют игровые задания на сортировку по цветам, размерам и формам, собирают картинки-паззлы из кусочков, аккуратно обводят, штрихуют и раскрашивают, и т.п. В реальности картина далеко не всегда такая радужная: часто дошкольники готовы делать, что угодно, лишь бы только не заниматься. Ниже будут рассмотрены основные причины такого поведения дошколят.
Причины нежелания и неспособности дошкольников заниматься
- Слишком завышенные требования взрослых. Дошкольники очень тонко чувствуют, когда на них оказывается сильное давление и когда от них очень многого хотят и ожидают
- Боязнь взрослых что-то упустить и недодать в воспитании. Наблюдая за дошкольниками на улице и в социальных сетях, которые в два года уже умеют читать и считать, взрослые часто используют их «любимый» приём – сравнение. И от страха, что их дошколёнок «на такой, как все», делают попытку «наверстать упущенное» с «помощью» занятий
- Отсутствие свободных игр у дошкольников. Одной из причин нежелания и неспособности дошкольников заниматься является элементарная усталость. Взрослые очень часто боятся свободных игр детей дошкольного возраста, считая, что упущено время на их развитие и обучение
Сколько времени должны длиться домашние занятия с дошкольниками?
Время занятий должно соответствовать возрасту детей. Для каждого возраста существуют свои временные нормы и рамки домашних занятий. Для младших дошкольников от года до трёх занятия не должны превышать пяти минут, для детей от трёх до пяти временная норма утренних и вечерних занятий, это не более пятнадцати минут, а для старших дошкольников и будущих младшеклассников от пяти до семи лет домашние занятия по утрам и вечерам должны длиться максимум полчаса.
Правила проведения домашних занятий с детьми
- Задания для младших дошкольников должны быть короткими и содержать игровую форму, а смена деятельности должна быть частой
- Планируя занятия с детьми, взрослые должны учитывать их интересы. Важно предугадать момент, когда интерес к занятию уже пропал и завершить его на позитивной ноте, когда у детей ещё было «последнее желание» заниматься, тогда в следующий раз дошкольники примутся за домашние занятия с большей охотой и новыми силами
- Важно создать игровую ситуацию для дошкольников. Младшие дошкольники часто откликаются на просьбы о «помощи», а старшие дошколята больше интересуются «квестами» и исследовательскими играми
- Заниматься с дошкольниками лучше всего после сна и еды, утром после завтрака и вечером после полдника. Считается, что именно в эти промежутки времени мозг лучше развивается и усваивает знания
- Интерес к домашним занятиям с дошкольниками взрослые должны брать в свои руки. Дошколёнок должен воспринимать занятие не как наказание и обязательную часть режимных моментов, а как совместные времяпрепровождение и деятельность со взрослыми
- Дошкольникам, в отличие от младшеклассников, не обязательно заниматься исключительно дома за столом. Для домашних занятий с дошколятами подойдут также диван и турник
- Ни в коем случае нельзя вытеснять свободные и самостоятельные игры как таковые обучающими и развивающими занятиями
- И, самое главное, занимаясь с дошкольниками, взрослым важно заботиться о них и любить своих отпрысков. Например, лучше пойти с дошколятами на прогулку и изучать на ней деревья, цветы, грибы и птиц, чем рассматривать их на карточках. Но, вместе с тем, одно другому не должно мешать.
Пример занятия физкультурой и театрализованного представления на турнике с младшими дошкольниками
Знания об окружающем мире детям дошкольного возраста можно получить не только с помощью игр и заданий. Занятия физкультурой и физическим развитием также способствуют обогащению «багажа» развития у дошколят. В качестве примера будет описано занятие физкультурой, в котором ребёнок помогает найти морковь зайцу, а также участвует в театральной постановке русской сказки «Колобок».
- Игра «Ищем морковку для зайчика». Вначале нужно проговорить четверостишие и сделать заячью зарядку. Потом из гимнастических матов нужно соорудить домики и обегать вокруг них столько раз, пока заветная морковь для зайца не найдётся;
- Игра «Инсценировка русской народной сказки «Колобок». На турник или шведскую стенку либо вешаются маски, либо рассаживаются мягкие игрушки в виде зайца, волка, медведя и лисы. Дети должны залезть или дотянуться до нужного героя, сохраняя последовательность, описанную в сказке.
В развитии дошколят обязательно должны присутствовать свободные игры. Они обязательно должны быть прописаны в режимных моментах дошкольника до и после сна и занятий по утрам и вечерам. Недоигравшие и вдоволь не наигравшиеся дети испытывают в дальнейшем трудности перехода от игры к учёбе: либо с трудом адаптируются к школе и урокам, либо вообще не в состоянии осваивать учебную деятельность, потому что игровая деятельность либо не пройдена, либо пройдена недостаточно.
Что развивают у дошкольников свободные и самостоятельные игры?
Во-первых, дошкольники начинают отделять себя от взрослых и осваивают азы самостоятельности. В игре формируется фантазия и творчество, а также осваиваются различные и новые социальные роли.
Во-вторых, взрослые нередко мешают детской самостоятельной игре: или «перетягивают» их игру на свою сторону, или чрезмерно контролируют их игровую деятельность, или просто не дают играть самостоятельно, «встревая» в каждый шаг и сюжет детской игры.
В-третьих, именно в игре у детей дошкольного возраста происходит формирование и развитие их физических, психологических качеств, а также интеллекта. Поэтому играть дошколятам гораздо полезнее, чем, например, учиться читать, считать и учить иностранный язык.
Игрушка своими руками для развития детей
В этой части будет рассказано, как смастерить развивающую игрушку для дошкольников своими руками на дому. Для создания этой игрушки потребуются: спиннер, ненужный или чистый компакт диск, двухсторонний скотч, аракал – бумага с клейкой основой на другой стороне, циркуль, крышка от банки или пробка от бутылки, фломастеры и маркеры. Сначала нужно снять у спиннера крышку и обнажить подшипник. Потом с помощью двухстороннего скотча необходимо прикрепить к спиннеру компакт-диск. На диск приклеивается аракал и фиксируется двухсторонним скотчем, чтобы он никуда не делся во время игры. Наконец, нужно раскрутить спиннер и начать рисовать на нём круги фломастерами и маркерами.
Лучшее развивающее занятие для дошкольника это правильная, нужная и полезная игра. Поэтому, в какой-то степени не заниматься с дошкольниками дома полезнее, чем преждевременно усаживать их за парту и учебные пособия. Но это не означает, что на дошколят можно махнуть рукой и перестать нести ответственность за их воспитание и развитие.