Взаимоотношения детей и родителей
Взаимодействие меж детьми и их родителями – интересный пласт человеческих отношений.
Казалось бы, все просто и понятно: родители безумно любят своих малышей, а те в ответ относятся к ним с обожанием и послушанием. Однако это описание не отражает всей палитры и глубины подобных коммуникаций.
Процесс становления характера ребенка и его отношения к миру во многом опосредуется моделью материнского и отцовского поведения применительно к нему. Семейный микроклимат накладывает существенный отпечаток на формирование сознания малыша. Некоторые эпизоды, воспоминания из детства проносятся маленьким человечком через всю дальнейшую жизнь.
Разновидности подходов к воспитанию
Диктатура
Мама и папа стремятся взять полный контроль над жизнью своего чада. Они убеждены, что с высоты прожитых лет им легче судить о том, что нужно ребенку и как надо поступать. Безусловно, они обладают большим багажом жизненных знаний. Однако подобной заботой они лишают ребенка возможности получить свой опыт. Чрезмерная опека отнимает у него шанс на беспечное детство. Все сферы жизни малыша пронизаны тотальным родительским надзором. Он не может самостоятельно распоряжаться своим свободным временем, играть и общаться с тем, с кем ему хочется и так далее.
Убеждение
Этот стиль воспитания похож на диктатуру и тиранию. Взрослые усматривают в ребенке вторую возможность осуществить свои заветные мечты и планы. Они игнорируют его желания, предпочтения и склонности. Они стремятся так выстроить жизнь малыша, как сами когда-то не смогли. Решение о роде его дальнейшей профессиональной деятельности принимается без него. Причем часто уже в тот момент, когда кроха еще не начала ходить в садик. Затем выработанная мамой и папой позиция навязывается ей всеми возможными способами.
Дружелюбие
Взрослые не посягают на личное пространство своей малютки. Они выстраивают общение с ней на дружеской, позитивной ноте. При этом они не утрачивают свой авторитет, как представители старшего поколения. Ребенок обладает разумной степенью свободы действий и при необходимости всегда может обратиться за советом к взрослым. Главное помнить маме и папе при таком подходе к воспитанию, что они все же остаются родителями по отношению к своему чаду, а не друзьями.
Регулярные упреки и критика
Систематические обвинения и замечания неотъемлемые спутники подобного стиля воспитания. Домашние не проявляют по отношению к сыну или дочери любви, заботы, нежности и уважения. По мнению родителей, ребенок постоянно делает что-то не так. Бесконечные придирки заставляют думать малыша о том, что он плохой, нежеланный и лишний в семье. Неудивительно, что повзрослев, такие детки часто не желают общаться с матерью и отцом. Однако это еще благоприятный расклад событий. Некоторые люди начинают мстить своим постаревшим родителям за испорченное детство.
Наставничество
Мама и папа становятся для малютки той самой направляющей силой, которая умело и ненавязчиво способствует достижению ею успеха на выбранном поприще. Они всегда готовы помочь мудрым советом, но не настаивают на его использовании. Малыш понимает, что они признают его право на собственный выбор. Взрослые приучают его к самостоятельности и ответственности. За проступки он получает справедливые наказания. Однако они не вызывают у него злости и обиды. Он знает, что заслужил их. Уважение к родителям проносится через всю его жизнь. Их мнение для него авторитетно. Постепенно и он сам становится способен принимать взвешенные и разумные решения.
В чем кроются причины детского непослушания?
Часто родители сетуют, что их ребенок стал неуправляем и его поведение ужасно. Он кажется им невосприимчивым к каким-либо внушениям и долгим, подробным объяснениям на тему того как следует себя вести.
В основе подобного поведения может быть:
Борьба за внимание
У современных родителей очень мало свободного времени. Днем они пропадают на работе, а по вечерам занимаются домашними делами или хотят просто отдохнуть от напряженных будней. Ребенок стремится отвоевать хоть немного этого времени для себя. Если его хорошие поступки и послушание не получают должного отклика. Он начинает вести себя плохо, ведь отрицательные эмоции и переживания сильнее. Ему не так важно получит ли он внимание со стороны отца или матери со знаком плюс или минус. Главное, что он не останется незамеченным.
Стремление к самостоятельности
Ребенок старается доказать родителям, что он уже и сам знает, как и что нужно делать. Этим вызваны его протесты против их наставлений и наказов. Он пытается отвоевать свой кусочек свободы, вырвавшись из-под их крыла. Эта ситуация характерна и для малышей 3 лет. Объективно у них еще нет достаточных знаний и умений для того, чтобы успешно выполнить то, на что они претендуют. Однако если делать все за них, то они намного больше времени потратят на освоение простых навыков.
Месть
Подросток специально идет наперекор мнению взрослых. Он еще не способен выработать собственной конструктивной и продуманной позиции по отношению к чему-либо. Однако он горит желанием проявить свое «я». Его мышление полярно, поэтому он все делает с точностью наоборот. Если ему запрещают общаться с кем-то, то это лишь усилит тягу к несимпатичному отцу и матери человеку.
Утрата веры в себя
Пока ребенок не научился давать объективную оценку ситуациям, поступкам и людям он ориентируется на родительскую позицию. Если их высказывания о нем окрашены негативными суждениями, то он начинает относиться к себе плохо. Постепенно он утверждается в мысли, что не способен достичь успеха. В результате появляется апатия, снижение авторитета взрослых и отсутствие стремления к самосовершенствованию.
Реализация
Подросток вырабатывает свое видение применительно к тому, кем он хочет стать в дальнейшем. Если его мнение расходится с родительской точкой зрения, то он пытается отстаивать свои убеждения. Скажем, он отказывается учиться на экономиста, потому что математику всегда не любил. Он видит себя блистательным актером и готов ради осуществления своей мечты приложить немалые усилия.
Непослушание ребенка указывает на то, что взрослые упустили какую-то важную вещь в процессе его воспитания. Нужно разобраться, где кроется этот пробел и как его восполнить. Нельзя винить лишь одного малыша в том, что он ведет себя плохо. А какие взаимоотношения с родителями сложились у вас в детстве?