Подростковая агрессия: издержки воспитания или временная трудность
Типичная картинка из жизни: вечер, уютная гостиная, чашка любимого чая на столе, на комоде фото забавного малыша и... мысли, мысли.
Как летит время и сколько воспоминаний несёт в себе, как хотелось бы немного отмотать назад, а не получится, как хорошо иметь возможность сделать что-то по-другому. Увы, машина времени «находится в стадии разработки», а вот «время-машина» – работает в полную мощь, с присущими ей стремительностью и крутыми поворотами.
«Я уже не ребёнок!»
Как часто родители подростков слышат подобные фразы: «Я уже не ребёнок», «Это моё дело», «Я сам всё решу» и т.п. Забавный малыш с фотографии так быстро вырос и уже претендует на самостоятельность, свободу выбора, личное пространство. Многих родителей такое поведение начинает пугать, и они всеми силами пытаются его скорректировать, только иногда слишком радикально, а некоторые отчаянно пускают ситуацию на самотёк, мол, «само пройдёт». Решать, конечно, каждому, но контроль над ситуацией необходим.
Подросток — это всё тот же ребёнок, и ему ещё многое предстоит перенять у взрослых, прежде чем выпорхнуть из гнезда. Учили же его когда-то ходить, держать ложку, читать, писать и т.д., теперь необходимо научить шагать по жизни, справляться с возникающими трудностями, решать реальные проблемы, делать осознанный выбор. Задача эта нелёгкая как для родителей, так и для ребёнка, особенно ребёнка-подростка. Наступает такой период, который нужно пройти безболезненно для обеих сторон, не допустив ни родительской депрессии, ни подростковой агрессии.
Причины агрессивного поведения у подростка
Спровоцировать агрессивное поведение у подростка могут разные факторы — от поверхностных до глубоких. К поверхностным можно отнести, например, недовольство собственной внешностью и манерой одеваться, иногда даже каша на завтрак, придирчивые, как кажется ребёнку, учителя в школе, ежедневные уроки и т.д. Как правило, все упомянутые факторы легко скорректировать при должном внимании родителей, и они не повлекут за собой никаких серьёзных последствий.
Куда более болезненными оказываются внутренние факторы, подчас глубокие переживания, с которыми ребёнок предпочитает справляться сам, замалчивая и накапливая. Возникают это, прежде всего, от недостатка взаимопонимания между родителями и ребёнком-подростком.
Часто, отчитывая своё чадо за плохое поведение или оценки в школе, родители перегибают палку, рождая в подрастающем человеке комплекс неполноценности, который влечёт за собой множество проблем:
- неуверенность в себе;
- боязнь высказать собственное мнение;
- трудности налаживания контакта с людьми;
- нежелание делиться своими переживаниями с близкими.
Ребёнку кажется, что собственные родители его не уважают, унижают, душат его свободу и не дают жить, так, как ему хочется. Самое неприятное, когда ребёнок копит в себе все эти переживания, боясь родительской реакции. Здесь самое важное — держать руку на пульсе, вовремя подмечать изменения в поведении ребёнка, чаще общаться на разные темы, вместе проводить выходные, смотреть семейные фильмы и горячо их обсуждать, вместе готовить вкусный ужин и перелистывать детские фотографии. Главное — убедить ребёнка в том, что он не один, ему есть кому довериться, с кем посоветоваться, попросить помощи или просто прислониться, когда грустно.
Защитная реакция или норма поведения?
Справедливо предположить, что агрессивное поведение — это защитная реакция подростка, с помощью агрессии, как ему кажется, можно воздействовать на своё окружение, доказывать свою правоту, добиваться цели, самоутверждаться. Задача взрослых — показать, что можно и по-другому, по-доброму, опираясь на те базовые ценности, которые прививались в детстве.
Важно, чтобы родители в период взросления ребёнка не просто были рядом, но и, по возможности, жили его интересами, ценили его мнение, умели выслушать, помочь советом. Это должно быть не только наставничество, строгость, но и нормальные дружеские отношения, когда ребёнок не боится доверять родителям свои секреты, рассказывать о своих достижениях или неудачах и получать на это адекватную реакцию. Научиться доверять собственному ребёнку и добиться ответного доверия к себе— одна из главных задач, которую предстоит решить в период пубертата.
Только доверяя друг другу, можно свести на нет все агрессивные проявления со стороны подростка и спокойно жить, наблюдая, как чадо растёт, набирается необходимого опыта и входит во взрослую жизнь смело и решительно.