Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Конструктивно, но обидно: как правильно реагировать на критику

Большинство из нас, вероятно, согласятся с тем, что критика — это неприятно.

Исходит она от начальства, коллеги или близкого человека, критика может не только испортить настроение, но и стать причиной враждебных отношений.

Как же правильно реагировать на критику, чтобы найти в ней ядро правды, а затем использовать его для улучшения своей работы и личного роста?

Прежде всего, нужно понять, что независимо от того, каковы намерения человека, дающего вам отзыв (положительный, отрицательный или нейтральный), в нем все равно может быть скрыто что-то полезное. Поэтому оставьте эмоции в стороне и действуйте следующим образом:

Помните, что критика — это не нападение

Если у вас не стальные нервы, то первый шаг, вероятно, покажется самым сложным. Вашей начальной реакцией может быть защита и контратака или побег. Но не делайте ни того, ни другого! В профессиональной и тем более личной ситуации ни одна из этих реакций не даст вам никаких плюсов. Потренируйтесь подавлять эту автоматическую реакцию с помощью 1-2 фраз, которые дадут вам возможность успокоиться.

Например, вы можете ответить: «Интересно, я об этом тоже думал».

Попросите уточнить

Обратная связь может помочь конкретизировать то, чем недоволен критикующий. Так, в некоторых случаях критика может иметь обобщенный характер: «Ты всегда», «Ты никогда» или «Я ненавижу, когда», а значит, не может быть полезной.

Поэтому крайне важно оставаться объективными и пытаться понять, что человек пытается сказать. Такие вопросы, как «Не мог бы вы привести пример того, о чем говоришь?», помогут вам сузить круг возможных вариантов.

Слушайте

Задавая конкретные вопросы, внимательно слушайте ответы. Постарайтесь подавить эмоции и не реагировать на неприятные для вас фразы. Думайте об этом как о миссии по установлению фактов. Когда у вас будет достаточно информации, обобщите ее и повторите то, что вам сказали. Убедитесь, что оба поняли друг друга. В конечном итоге разговор с вами может раздражать руководителя или супруга так же, как и вас.

Не принимайте все на свой счет

Критика обычно направлена на действия, поэтому не принимайте ее на свой счет. В противном случае ситуация перерастет в конфронтацию между тем, кто прав, а кто нет, что контрпродуктивно.

Придерживайтесь фактов

Если критика содержит несколько несвязанных деталей, а также выходит за рамки разумного диалога, можно вежливо указать на это, чтобы не допустить перехода на личности. Цель состоит в том, чтобы выяснить фактическую сторону критики, поэтому не позволяйте обсуждению скатиться к жалобам или обвинениям.

Не оправдывайтесь

Сейчас неподходящее место или время, чтобы обвинять кого-то или оправдывать свое поведение. Лучше всего поблагодарить человека, а уже после спокойно обдумать сказанное. Если же начнете извиняться, тем самым покажете свою слабость и дадите повод для дальнейших обвинений.

Полная версия