Любимая игрушка означает для малыша столько же, сколько для вас семейный автомобиль. Не стоит требовать от ребенка невозможного. Щедрость пока - не его конек.
Без паники! Если ваш двух-трехлетний сын или дочь, обладатель какой-нибудь особенной машинки или куклы, воспринял требование "разрешить Пете немного поиграть ею" без энтузиазма, а точнее, закатил истерику примите это спокойно. Войдите в его положение. И моментально прогоните прочь мысли о черствости, бездушии вашего ребенка и неумении вести себя в коллективе.
Малыш не виноват! Он имеет право жадничать. Есть несколько неоспоримых факторов в его защиту.
"Я" уже есть!
К двум годам в жизни крохи наступает совершенно новый этап. Он произносит: "я" и "мое". Раньше ребенок говорил о себе в третьем лице. Теперь же у него формируется целостная картина самого себя.
Он употребляет местоимение "я". Вместе с ним возникает и "мое". Это как продолжение "его личной истории". Он расставляет границы своих владений. И все люди, предметы, которые он очертил, становятся его собственностью.
Раз у малыша есть "мое", выходит, то, что есть у других, - чужое. Как ни странно, но он прекрасно понимает и это.
Вы можете потихоньку начинать учить кроху обращению с чужими вещами. Главное, не переусердствовать. Иначе достигните обратного результата. Постоянно говоря: "Не трогай, это бабушкино! ", "Осторожно, это папино! " - вы сами становитесь жадинами. А кому ребенок подражает в первую очередь? . .
Мы не готовы делиться с другими с рождения, - утверждают ученые
В возрасте двух лет жадность как черта вообще не рассматривается. Так что спокойно живите, признав право ребенка на его собственность. Всякий раз, спрашивая разрешение на то, чтобы взять ка-кой-либо предмет, вы не просто показываете хороший пример, но и поддерживаете самооценку ребенка.
Расширяйте границы маленького "я". Чем значительней будет "детская территория", тем меньше найдется поводов бороться за "свое". Разбросанные игрушки в гостиной, изрисованный холодильник - это на самом деле знаки малыша. Так он заявляет о своем присутствии. Имеет право. Вместо того чтобы ругать, запрещать, отбирать, предложите альтернативу, предоставьте иоле для деятельности и учитесь договариваться.
Меняться готов
То, что не все принадлежит ему одному, ребенок осознал, но как заполучить чужое, он пока еще не представляет.
Навык "обмена" пригодится крохе, как только он окажется в детском коллективе. Будьте готовы к тому, что делиться ему не понравится.
Однако вам стоит мягко, но уверенно добиваться успеха.
- Играйте с ребенком в ролевые игры, в которых игрушки-персонажи делятся чем-то друг с другом.
- Даже когда малыш защищает свою игрушку, попросите его поменяться. Не получилось? Не настаивайте.
Он сделает это, если захочет. И никакого чувства неловкости! Игрушка - собственность малыша, и он имеет право ее не отдать. Поверьте, воспитывать уважение к личным вещам, тоже немаловажно.
А вот когда малыш решится, говорите ему не "какой ты хороший", а "мне приятно, что ты умеешь делиться". Именно так - уважительно, повышая самооценку маленького.
Следите за своей мимикой, тоном
К проявлению агрессии со стороны малыша относитесь спокойно без осуждения. Не краснейте и не играйте на публику стараясь, во чтобы то ни стало усмирить строптивца. Если вещь не ваша, а владелец настойчиво требует ее вернуть, нужно убедить пойти на уступку ("Давай отдадим Пете машинку, смотри, как он расстроился! ").
Не получилось? Тогда предложите взамен другую - свою (хорошо, если у вас всегда будет при себе, прихваченная из дома "секретная" игрушка).
Истерика? Отдайте предмет раздора сами, спокойно возьмите ребенка за руку и направьтесь к дому. А по дороге обсудите ситуацию. Лома можете закрепить урок мультфильмом, сказкой либо игрой на эту тему.
Все само пройдет
Детская жадность пропадает к семи-восьми годам. К такому выводу пришли швейцарские ученые. В этом сознательном возрасте человек уже осознает ответственность за собственные поступки.
Не торопитесь воспитывать щедрость. Жадность - качество нехорошее, однако последствия ее рьяной профилактики могут оказаться еще хуже. Применив силу или прибегнув к помощи безапелляционных "оценочных" нравоучений ("Ты жадина, нельзя так поступать! "), вы позволите крохе усомниться в том, что:
- его любят;
- уважают его право на собственность;
- его ли вы родители на самом деле (а может, соседского мальчика? ! ). Ребенок, чувства которого ценят, скупцом не вырастет.