Ребенок начинает двигаться, еще находясь в утробе матери: плавать в околоплодных водах, активно размахивать ручками и ножками и толкать маму в живот.
Когда же кроха рождается, происходит дальнейшее двигательное развитие маленького человека. И тут родителям важно знать, что в каком возрасте должен уметь малыш и как помочь ему осваивать новые навыки и умения.
Развитие по месяцам
Ближе к первому маленькому юбилею, месяцу от рождения, ребенок уже может приподнимать голову, лежа на животе. Его ручки и ножки понемногу выпрямляются, и он уже не так прижимает их к себе и скручивается в позу эмбриона, в которой он находился в мамином животе. Для того, чтобы ребенок учился поднимать головку, его нужно выкладывать на живот. Делать это рекомендуется, как только зажила пупочная ранка. К тому же выкладывание на живот перед кормлением помогает улучшить пищеварение малыша.
В это время маме полезно делать массаж ребенку легкими поглаживающими движениями, уже с двухнедельного возраста возможны занятия на фитболе, которые стоит начинать с покачивания ребенка на мяче.
Уже к двум месяцам ребенок способен, лежа на животе, удерживать приподнятую голову в течение нескольких минут. Также все чаще он держит головку, находясь на руках у взрослого. Однако голову малыша все еще нужно поддерживать. Важно: когда мама или папа носят ребенка на руках, нужно менять плечо, на которое опирается малыш, чтобы не сформировался привычный поворот головы. То же касается и сна ребенка: попеременно его нужно класть то на левый, то на правый бок.
В три месяца малыш уже пытается приподниматься на животе и опираться на локти и предплечья, поворачиваться со спины на живот. Когда взрослый его держит на руках, он уже уверенно держит голову.
В четыре месяца рекомендуется «переселить» ребенка на пол, где он будет окружен интересными игрушками. Это и своего рода стимулирование его к тому, чтобы малыш начал ползать, и безопасность: в этом возрасте дети активно переворачиваются, и ребенок может скатиться с кровати или дивана. Сперва малыш будет ползать по-пластунски, затем, к пяти месяцам может пробовать вставать на четвереньки. Все дети разные, поэтому этот процесс может затянуться вплоть до 8-9 месяцев. При этом родителям не стоит бить тревогу, а нужно помогать малышу регулярными занятиями гимнастикой и массажем.
К шести месяцам ко всем имеющимся навыкам малышам может добавиться навык сидения. Ребенок садится с двух положений: с четверенек или же с позы «русалки», когда сперва он поворачивается на бок, опирается рукой и потом садится. Важно в этот момент не помогать ребенку, по-старинке усаживая его в подушки. Такая помощь только навредит еще не окрепшему позвоночнику малыша. В это же время у ребенка появляется новая забава: он с удовольствием сосет свои пальцы на ногах. Это очень полезно для гибкости ребенка и такую игру стоит стимулировать, надевая интересные носочки с бантиками, бубенчиками, чтобы малыш стремился дотянуться и снять их.
В семь месяцев ребенок уже пытается встать у опоры. Это нормальное желание познавания мира и скорейшей вертикализации, ведь малыш видит, что взрослые не ползают, как он, а ходят. Но такое стремление ребенка не стоит поощрять, если он до этого момента, хотя бы два месяца не отползал. Снова же — это вредно для позвоночника. В таком случае оптимально просто не создавать условий, чтобы ребенок мог встать у опоры: не оставлять его надолго в манеже или в кроватке.
С восьми месяцев и старше ребенок, в зависимости от его личных особенностей развития и степени участия в нем родителей, умеет самостоятельно садиться, ползает, встает у опоры, передвигается бочком вдоль опоры. Некоторые детки начинают самостоятельно ходить. Важно в это время не навредить малышу, предлагая ему в «помощь» некоторые приспособления.
Вредные гаджеты для детей
Всем известные ходунки, в которые ставили еще советских детей — первый и злейший враг для неокрепшего позвоночника. Дети в ходунках начинают топать на носочках, и потом им буквально заново придется переучиваться ходить. К тому же, имея в ходунках постоянную страховку, решившись так же смело передвигаться без нее, ребенок может упасть, удариться и испугаться, что на какое-то время отобьет у него охоту к самостоятельной ходьбе. Нередки случаи, когда дети разгоняются в ходунках и ударяются головой о разные предметы, вываливаются из ходунков.
Для деток, которые еще не умеют уверенно стоять на ногах, крайне вредным гаджетом являются прыгунки. Нахождение в них также неблагоприятно влияет на детский позвоночник.
Поэтому если и использовать эти приспособления, то непродолжительное время и хорошо взвесив все за и против.