Стили воспитания детей
Воспитание ребенка - это процесс - долгий, трудный и постоянный.
Семья одновременно является первой и наиболее фундаментальной социальной ячейкой, в которой ребенок функционирует с первых минут жизни. То, как родители взаимодействуют со своим ребенком, остается с ним на всю жизнь.
Именно в семье ребенок имеет возможность сформировать свою систему ценностей и установок, которыми он будет руководствоваться в жизни. Какие существуют стили воспитания? Имеет ли стиль воспитания значение и в школе?
Родительские установки и стили воспитания, используемые в семьях, давно находятся в центре внимания различных исследователей - педагогов, психологов и психиатров. Стили воспитания оказывают огромное влияние на детей - они формируют отношение и систему ценностей.
Стиль воспитания не всегда положительный, есть и негативные установки. Это тоже может сформировать молодого человека и оказать негативное влияние на всю его жизнь.
Стилем воспитания называется характерный для конкретной семьи набор правил, методов и приемов, которыми пользуются все члены семьи. В каждой семье могут быть свои типичные методы или приемы воспитания, которые используются более или менее успешно в процессе воспитания детей.
Стиль воспитания неразрывно связан с родительским отношением. Стили воспитания как таковые обычно неизменны в рамках процесса воспитания, происходящего в данной семье. Однако отношение родителей меняется и эволюционирует с течением времени. Первые родительские установки формируются еще до появления ребенка на свет. Отношение родителей может быть положительным или отрицательным.
К положительным относятся:
Взаимодействие с ребенком
Ребенок участвует во всех сферах жизни семьи. Семья рассчитывает на его мнение и взгляды, и ребенку разрешается их выражать. Он/она на равных участвует в обмене мнениями или семейных дискуссиях. Ребенок доверяет родителям и видит в них друзей и доверенных лиц. Во взрослом возрасте они без проблем принимают собственные решения и способны сотрудничать с другими людьми.
Признание прав ребенка
Родители не игнорируют и не недооценивают проблемы ребенка. Они подсказывают и поощряют, но не перебарщивают со строгостью и дисциплиной. Они иногда применяют наказания, но уважают индивидуальность ребенка и его право на личную жизнь. Ребенок растет в убеждении, что его мнение имеет значение, и чувствует себя полноправным членом семьи.
Принятие
В этом случае родители полностью принимают ребенка. Все его/ее преимущества и недостатки. Они любят их безоговорочно. Они часто хвалят, а когда делают замечание, то никогда не осуждают ребенка, а указывают на неуместность определенного поведения и действий. Ребенок растет в ощущении любви и безопасности.
Разумная свобода
Родители позволяют ребенку реализовывать свои естественные потребности в независимости и самостоятельности с раннего детства. Со временем они продолжают позволять ребенку быть активным и независимым, но при этом знают его интересы, друзей и увлечения. Они ненавязчиво советуют и направляют ребенка, который может свободно действовать в рамках здравого смысла.
Позитивные родительские установки являются самыми желанными, но иногда их очень трудно выработать. К сожалению, существуют и негативные установки, которые также влияют на ребенка, но в неправильном направлении.
Негативное отношение - это:
Избегающий
Родители ограничивают контакт с ребенком до абсолютного минимума. Они равнодушны к нуждам ребенка и не интересуются его проблемами. Ребенок не участвует в жизни семьи, а родители не учитывают его желания и мнения. Они также предоставляют ему определенную свободу решать самому - их не интересует, что он делает. В то же время, если он или она совершают ошибку, их наказывают за это и привлекают к ответственности. У ребенка нет чувства безопасности, он недоверчив и часто может вступать в конфликты - в том числе и в школе, где он будет решать проблемы дома.
Чрезмерно требовательный
Ребенок абсолютно не способен соответствовать высоким ожиданиям родителей. Эти требования часто совершенно не соответствуют возрасту ребенка. Даже если ребенку удается выполнить их один раз, со временем планка становится все выше. Такие родители никогда не бывают удовлетворены достижениями своего ребенка и всегда чувствуют, что могли бы сделать лучше и больше стараться. В таких случаях ребенок часто бунтует против родителей и даже может убежать из дома. У ребенка может быть низкая самооценка, он не верит в свои силы. Он или она может также развивать экстремальные
Импульсный
В этом случае родители просто не любят ребенка. Им не нравится проводить с ними время, они чрезмерно критикуют их и жестоко наказывают. Они также могут обижаться на ребенка за то, что он не соответствует их ожиданиям. Эти ожидания зачастую невозможно оправдать. Это делает ребенка непокорным и агрессивным. Это может привести к антисоциальному отношению, депрессии или невротическому поведению.
Чрезмерная защита
В этом случае родители слишком сильно защищают ребенка. Они устраняют все препятствия, они не позволяют ребенку совершать самостоятельные действия или принимать решения, они помогают ему на каждом шагу. Ребенок не испытывает никаких трудностей и ему не нужно прилагать никаких усилий, чтобы справиться с невзгодами, все делают родители. Такой ребенок - пассивный и зависимый человек. Тот, кто полностью зависит от третьих лиц - родителей или - на более позднем этапе жизни - от партнера. Они также могут вырасти чрезвычайно эгоистичными, самовлюбленными и тщеславными людьми, убежденными в своем превосходстве над другими.
Все эти установки - как положительные, так и отрицательные - влияют на ребенка во всех аспектах его развития. Они влияют на эмоциональную и интеллектуальную сферу и отвечают за соответствующий уровень мотивации у ребенка - или отсутствие мотивации в случае негативного отношения.
Стили воспитания в семье
Стили семейного воспитания - это нечто очень индивидуальное и зависящее от принципов, методов и приемов, используемых в конкретной семье. Тем не менее, это область, интересующая многих исследователей, и существует множество работ на эту тему. Номенклатура различных стилей может варьироваться в зависимости от используемых критериев разделения.
Однако многие исследователи согласны с тем, что стили воспитания можно различать:
Либеральный
В этом случае ребенок имеет полную свободу и может делать все, что захочет. Им позволено все, и нет границ, которые они не могли бы нарушить. Такой стиль воспитания может быть обусловлен двумя мотивами. Это может быть вызвано чрезмерной любовью к ребенку и неспособностью запретить ему что-либо. С другой стороны, это может быть связано с тем, что родители вообще не интересуются ребенком и совершенно равнодушны к его судьбе. У ребенка, воспитанного таким образом, могут возникнуть проблемы с адаптацией к другим группам вне семьи. Они не смогут подчиниться никому, кто будет требовать от них послушания.
Демократический
Этот стиль основан на уважении прав всех членов семьи - как взрослых, так и детей. Ребенок действует не из страха наказания, а пытается следовать образцу, который родители определили как приемлемый. Родители и дети полностью доверяют друг другу и безоговорочно любят друг друга. В пределах здравого смысла дети могут принимать собственные решения и заниматься самостоятельной деятельностью. Они имеют право участвовать во всех семейных обсуждениях и дискуссиях. Их голос имеет значение, и то, что они хотят сказать, имеет значение. Ребенок растет, чувствуя себя защищенным и уверенным в том, что его мнение имеет значение. Во взрослой жизни они относятся к другим с уважением и соблюдают их границы.
Эпизодический
В этом случае родители не воспитывают ребенка постоянно, а только от случая к случаю. Они могут почувствовать прилив родительских чувств в определенных случаях - например, когда ребенок испытывает трудности в изучении какого-либо предмета или, наоборот, когда он добился огромного успеха, которым можно похвастаться. Однако после этого момента все возвращается на круги своя, и родители не проявляют интереса к ребенку. До следующего раза, когда родители снова почувствуют мотивацию заботиться о ребенке.
Непоследовательность
В этом случае у родителей нет определенного стиля поведения. У них нет определенного образа действий. Они действуют в зависимости от момента и собственных эмоций. Иногда они строго наказывают за то, на что в следующий раз не обращают ни малейшего внимания. Если вам случается не замечать или намеренно игнорировать плохое поведение ребенка, это еще не означает, что вы используете непоследовательный стиль воспитания. Однако если такое поведение является нормой - это большая проблема. Такой ребенок не вырастает с чувством безопасности и находится в замешательстве. Они не знают, когда и за что их могут наказать.
Автократичный
Полная противоположность либеральному стилю. В этом случае родители убеждены, что в воспитании детей они должны следовать приказам, запретам и принуждению. У ребенка нет права на дискуссию, он должен делать то, что хотят родители. Родители не аргументируют свои решения иначе, чем "потому что я так говорю", а ребенок должен действовать из страха наказания. Родители, как правило, любят своих детей, но не хотят или не могут этого показать. Эмоции, проявление привязанности могут рассматриваться ими как слабость. Между родителями и детьми существует очень большая дистанция.
Стиль воспитания влияет на всю жизнь человека, поэтому то, как воспитывается ребенок, очень важно. Родители должны стараться воспитывать своего ребенка в демократическом стиле, потому что такой стиль считается самым здоровым и дает ребенку наибольшие шансы на счастье.
Стили воспитания в школе
Семья является основной ячейкой общества и первым местом, в котором растет ребенок. Однако со временем он или она также переезжает за пределы семьи, чтобы начать обучение в школе и встретить на своем пути других людей. Ребенок проводит много времени в школе, поэтому она оказывает влияние на его жизнь и восприятие действительности. Стили школьного образования менялись на протяжении веков, и подходы к правильному обучению детей менялись с течением времени.
Школьные стили определяют то, как учителя, воспитатели и педагогический персонал влияют на своих учеников.
В случае со школой чаще всего говорят о двух стилях воспитания:
Автократический
С которым традиционно ассоциируется школа. Цели образования устанавливаются сверху вниз, а школа основывается на совокупности общих, традиционных ценностей. В этом стиле преобладает принуждение. Оно основано на авторитете наставника или учителя, и каждое его слово является обязательным законом. В этом стиле ученик принимает знания и признает главенствующее положение учителя.
Либеральный
Согласно этому стилю, нет общих, нисходящих ценностей, на которые можно было бы ссылаться. Этот стиль основан на терпимости, свободе и отсутствии принуждения. Именно здесь возникает концепция релятивизма. Либеральный стиль предполагает, что ценности относительны и что их восприятие зависит от совокупности жизненного опыта или убеждений человека.
Современная традиционная школа по-прежнему основана на автократическом стиле обучения, где учитель находится в центре всей образовательной деятельности, как самый важный человек в процессе передачи знаний. Либеральный стиль, с другой стороны, действует в школах, основанных на современных методах и ценностях. Она предполагает, что в центре образовательной деятельности находится ребенок - как субъект, который самостоятельно приобретает знания и осуществляет собственную деятельность под руководством учителя.