Британские фильмы, которые стоит посмотреть
Англичане считают, что для чашки хорошего чая всегда есть время. А к чаю сам бог велел интересный сериал – тут им тоже есть что предложить.
Что уж говорить, по общему мнению, британцам в этом почти нет равных… Не стоит спорить, пора смотреть, тем более что кино найдется на любой вкус.
Аббатство Даунтон (Downton Abbey), 2010
Действие начинается в 1912 году: семейство Кроули получает телеграмму о гибели «Титаника». В крупнейшей морской катастрофе погиб единственный наследник графского титула – жених старшей дочери Мэри, угроза нависла над всем домом – в чьи руки он отойдет? Известно же, что система наследования в викторианской Британии была прихотливой, из-за чего то и дело заключались авантюрные браки и прочие союзы… Судьба Даунтона решается на протяжении пяти сезонов, событий хватает. После гибели «Титаника» семью Кроули затрагивают Первая мировая война, эпидемия «испанки», формирование Ирландского государства, борьба за права женщин и свободные выборы, «пивной путч»…
Британская аристократия агонизирует: привычный стабильный мир проседает и рушится. На смену чопорным деловым партнерам приходят оборотистые парни –не хочется, но придется иметь с ними дело. Политические и социальные перемены то и дело будоражат дом, и не получается отсидеться в стороне… А попутно взрослеют и влюбляются дочери, выходят замуж, рожают детей, разочаровываются, возвращаются к родителям либо устраивают свою жизнь в шумном Лондоне. Их жизни тесно увязаны с теми, кто обеспечивает безупречный быт – готовит завтраки, гладит рубашки, подает полотенце в ванной, крахмалит воротнички. Прислуга в Даунтоне – отнюдь не безропотные «лакеи», это личности – с характерами, мечтами и прошлым, порой страшным… Наверное, именно за правдивость сериал собирал у экранов 200 миллионов зрителей.
Полной неожиданностью для создателей стал успех в американском прокате. Критики даже заподозрили, что леди Кора Кроули неспроста задумана гражданкой США, дескать, ради симпатий зрителей. Режиссеры ответили, что изначально не рассчитывали на такой эффект, американское гражданство Коры – всего лишь случайность. Американцы же объяснили, что причина их любви в другом: «Нас с детства программируют на достижения и успех. Считается, что путь к социальной вершине и финансовому благополучию перекрывается только ленью. И мы неестественно радуемся, смотря на мир, где герои лишены возможности уехать из родных пенатов и улучшить свой социальный статус, поэтому живут по инерции и не суетятся».
«Острые козырьки» (Peaky Blinders), 2013
Это тоже Англия, тоже не старая – и совсем недобрая. 20-е годы, страна восстанавливается после Первой мировой войны. Для англичан это время столь же связщенно, как для нас послевоенные годы. В Бирмингеме, где сплошь каналы, заводы и фабрики, потихоньку зарождается мафиозный клан Шелби: цыгане-полукровки берут под свое крыло ипподром, азартные игры, алкоголь и оружие. Лидер группы – Томас Шелби, которого блистательно сыграл ирландец Киллиан Мерфи. В самом начале он – мелкий мошенник, терзаемый воспоминаниями о трагедиях войны. Но постепенно матереет и обретает влиятельность. А название «Острые козырьки», которое носит банда, пошло из-за заточенных лезвий: их крутые парни вшивали в кепки – серьезное преимущество в уличных потасовках. Это, кстати, городская легенда, а вот фильм стал легендой мирового уровня. Почему? Размах, сюжет без «провисаний», актерская игра, реалистичные декорации. После пятого сезона, который зрители вновь приняли с восторгом, режиссеры замахнулись на продолжение.
«Шерлок» (Sherlock), 2010
Сыщик Шерлок Холмс – детище писателя Артура Конана Дойля, литературная и кинематографическая гордость Британии. Его не раз экранизировали, поэтому кажется, что он вот-вот оживет. По крайней мере, у каждого поколения свой Шерлок: наши родители чтут классику с Василием Ливановым и Виталием Соломиным, а молодежь фанатеет по Шерлоку, которого представили сценаристы Стивен Моффат и Марк Гэйтисс. На роль сыщика был единственный претендент – Бенедикт Камбербэтч. И он сыграл.
Его Шерлок – это активный социопат. Умен, ироничен, прямолинеен, практически не имеет душевных привязанностей – за исключением одного доктора. Джон Ватсон, сыгранный Мартином Фриманом, имеет немало общего с литературным персонажем: был на войне, ранен, ищет свое место в мирной жизни и бурном Лондоне. Ему приходится несладко с Шерлоком, который одновременно сосед по квартире, друг и инициатор смертельно опасных приключений… Сценаристы сохранили оригинальное название сюжетов Дойля, но переложили на новый современный лад – получилось гениально. А еще засиял новыми гранями профессор Мориарти: серый и невзрачный в книге, в сериале он дьявольски привлекательный – даже в своем безумии. Кстати, по части воплощения безумия нет равных Эндрю Скотту: при всем уважении к мистеру Камбербэтчу, Скотт его порой затмевает…
Сериал буквально завладел умами, появились толпы поклонников и подражателей. Продажи книг Артура Конана Дойля выросли в два раза, а производители одежды, в которую облачен сыщик, и вовсе озолотились – пальто и шарфы Шерлока заполонили улицы Британии. Интернет-пространство наводнили фангруппы: всплеск их активности приходится на выход нового сезона. Перефразируя фразу возлюбленной авантюристки Ирен Адлер (да, сердце сыщика все же не камень), эта история «поставила на колени целую нацию» – и не одну.
«Черное зеркало» (Black Mirror), 2011
Дела прошлые, конечно, хорошо, но что насчет будущего? Стоит уточнить – цифрового будущего, где все легко и просто – спасибо гаджетам, умным машинам и роботам. И они же контролируют нас. Виртуальная реальность обретает мощь, способную потеснить настоящую жизнь и живых людей.
Черное зеркало – это глянцевая поверхность смартфонов, ноутбуков и прочих цифровых монстриков, без которых мы уже не мыслим себя. Англичане задумались, что на нас ждет, и сняли «Черное зеркало». Это один из самых необычных сериалов нашего времени. Во-первых, это сериал-антология, то есть серии не связаны между собой ни сюжетом, ни актерами. Во-вторых, это антиутопия, но не в привычном для нас виде, потому что будущее уже наступило. Как далеко можно позволить зайти новым технологиям? Насколько глубоко они должны войти в нашу жизнь? Мертвого человека можно заменить роботом, сознание которого состоит из постов умершего в социальных сетях. Но облегчает ли это настоящие душеные страдания? Бог еще не мертв, Бог по-прежнему трансцендентен и теперь он on-line. Несмотря на то что некоторые истории пугают логичностью и реализмом, не стоит предъявлять претензии к создателям. Они всего лишь талантливо донесли мысль: технологии меняются, люди – нет.
Приятного вам просмотра!