Москва
25 декабря ‘24
Среда

Масленица и Комоедица: прощай, зима!

Каждую весну мы с нетерпением ждем Масленицы как неоспоримого доказательства того, что весна обязательно придет.

После долгой зимы, кажется, тепла уже не дождаться, однако древний языческий праздник, который когда-то искоренялся церковью как еретический, а затем - советской властью как не соответствующий идеологии, сегодня буквально возводится в культ: масштаб народных гуляний настолько велик, что доходит до перекрывания автомобильного движения центра Москвы, что делается только в особых случаях.

На Красной площади наливают медовуху и пекут блины - словом, всячески подчеркивают приверженность традициям предков, от которых некогда открещивались на все лады.

Однако одной Масленицей народные гуляния и праздники у древних славян отнюдь не ограничивались. Масленице предшествовал праздник пробуждения медведя, олицетворявшего бога скота Велеса - так называемая Комоедица. Это один из древнейших славянских праздников, название которого можно перевести как «праздник поедания комов» - особых блинов, посвященных медведю. Надо сказать, что слово «медведь» - это иносказательное наименование зверя, которое прижилось в веках, поскольку настоящего имени зверя славяне не употребляли, чтобы случайно его не призвать.

Во время этого праздника накрывали столы, отдавали дань памяти предков и, принеся жертвы, сжигали чучело Морены (богиня / дух смерти), пускали вниз с горы зажженные колеса, олицетворявшие бога солнца Ярило, а далее разыгрывали ритуал пробуждения медведя.

Роль медведя исполнял ряженый, который долго «не просыпался» и пробуждался в итоге только тогда, когда девушка прыгала на его спине. Просыпаясь, медведь искал девушку, которая посмела его разбудить, чтобы задушить ее своей железной медвежьей хваткой. Люди бросались врассыпную, убегая от медведя, и предполагается, что именно это послужило прообразом и идеей игры в «Городки», когда девушки, засев в «крепости», отбивались от осаждавших ее молодых людей.

И первый, кому удавалось ворваться в осажденную «твердыню», имел право поцеловать каждую ее защитницу.

По данным некоторых славянских источников, праздник Комоедицы приравнивается к Масленице и считается тем же самым праздником. Отчасти это происходит из-за сжигания чучела Морены, отчасти - из-за традиционного лакомства - блинов. Образ Масленицы, тем не менее, прошел сквозь века, олицетворяя в себе соединение смерти и новой жизни, символизируя сжигание старого, отжившего и вступление в новый светлый период.

Помимо чучела, в масленичный огонь летели и соломенные тюфяки, исполнявшие у славян роль «постельного белья», и старая одежда, а традиция просить друг у друга прощения за прошлые обиды со временем трансформировалась в «праздник», который в православии сегодня носит название «Прощеное воскресенье».

Масленица воспринимается церковью как последний разгул перед Великим постом, поэтому церковь снисходительно отнеслась к этим пережиткам язычества. Только благодаря этому праздник Масленицы (Комоедицы) дошел до наших дней практически в первозданном виде.

Полная версия