Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

Ричард Гир: история жизни голливудского плейбоя

Звезда Голливуда Ричард Тиффани Гир появился на свет 31 августа 1949 года в Филадельфии.

Детство Ричарда прошло в небольшом городке Северные Сиракузы, что в штате Нью-Йорк. Его родители происходили из семей первых американских колонистов (англичан и ирландцев), прибывших на галеоне «Мэйфлауэр». В семье было пятеро детей, из которых Ричард был старшим сыном и вторым ребенком.

В детстве Ричард принимал участие в школьных спектаклях, играл на музыкальных инструментах. Его развивали всесторонне. Он активно занимался спортом. Занимаясь гимнастикой, он достигал незаурядных успехов.

В начале семидесятых он отправился на штурм главной столичной сцены – Бродвея. Бродвейские мюзиклы в то время были на пике популярности. Один из них — «Бриолин», в котором играл Гир, имел оглушительный успех.

На экране Гир появился в 1973 году. Он снялся в эпизодических ролях в телефильме «Челси Джи Эйч О» и в телесериале «Коджак». Широкому зрителю эти фильмы неизвестны.

В первой половине семидесятых Голливуд предлагал молодому Гиру только эпизодические роли — в фильмах «Доклад для следователя», «Ударные силы», «Парень из морской пехоты». Зато на театральных подмостках он сыграл в монопьесе «Голова убийцы» американского потрясателя основ драматургии Сэма Шепарда. Герой Гира произносит монолог, сидя с завязанными глазами на электрическом стуле: ни динамики, ни пластики, ни даже актерской мимики — только голос, интонация, пауза.

После этой постановки Ричарда Гира заметили и театральные критики, и кинорежиссеры. У Ричарда Брукса в картине «В поисках мистера Гудбара» актер сыграл сексапильного сутенера-наркомана: роль занимала пятнадцать минут экранного времени, но запомнилась и зрителям, и коллегам. В «Днях жатвы» Теренса Мэлика у Ричарда Гира была уже главная роль, а снявшись в эротическом триллере «Американский жиголо» Пола Шредера, он стал по-настоящему знаменит.

Надо сказать, что слава, принесенная «Американским жиголо», где актер появляется в кадре полностью обнаженным (впервые в истории Голливуда — без драпировок и целомудренных ракурсов), имела вполне конкретную окраску.

На актера обрушился шквал предложений ролей с откровенными сценами, а желтая пресса начала проявлять пристальный интерес к его личной жизни. В большом интервью серьезному журналу «People» Ричард Гир всячески открещивался от титула «секс-символ».

Не помогло; журнал вышел с портретом актера на обложке — и крупным заголовком: «Сопротивляющийся секс-символ». В том, что сопротивление в его случае бесполезно, Ричард Гир убедился несколько позже.

С открытым сердцем

Существует фривольная легенда, согласно которой одна из журналисток, задавшая Ричарду Гиру невинный вопрос о том, каково ощущать себя секс-символом, имела счастье лицезреть конкретный «секс-символ» в понимании артиста, расстегнувшего для наглядности молнию на брюках; барышня ретировалась.

Впрочем, если даже такой срыв у Гира и правда имел место, то лишь единожды: обычно в ответ на подобные вопросы актер вполне добродушно отшучивается — умение, отшлифованное с годами.

«Донжуанского списка» за молодым Ричардом Гиром, несмотря на все изыскания папарацци, замечено не было. Все, что удалось нарыть журналистам, — сведения о романе Ричарда с актрисой Пенелопой Милфорд: они были вместе пять лет и разошлись в конце семидесятых. А начало восьмидесятых принесло ему новую любовь: одновременно к женщине и к философии.

Художница-бразильянка Сильвия Мартинс, приехав покорять Нью-Йорк, вошла в кружок неоэкспрессионистов, к которому в то время был близок и Ричард Гир. Они познакомились на одной из вечеринок, а вскоре вдвоем отправились искать новый смысл жизни и искусства — на Тибет.

Там артист пережил духовное перерождение, открыв для себя даже не столько новую религию, сколько жизненную философию, что радикально изменило и расширило его мировоззрение.

Они с Сильвией побывали не только на Тибете, но и в Индии, и в Никарагуа, на островах Борнео и Бали, в Мексике. Их путешествия не были обычным туризмом, творческая пара повсюду задерживалась надолго, стараясь влиться в местную жизнь, понять и прочувствовать ее.

Таким образом, в фильмографии Ричарда Гира образовался почти трехлетний перерыв. Но следующую картину с его участием — «Офицер и джентльмен» Тейлора Хэкфорда — опять ожидал триумф.

За главную роль в этом фильме Ричард Гир получил премию «Золотой глобус» и окончательно укрепился на позициях секс-символа, к чему относился теперь гораздо спокойнее — как и подобает буддисту.

А роман Ричарда и Сильвии продолжался пять лет, и расстались они друзьями: знаменитый актер продолжал поддерживать художницу, привлекая своим громким именем внимание к ее выставкам и не уставая благодарить Сильвию за то, что она открыла ему Тибет.

Тибетский дом

Впервые буддизмом Ричард Гир заинтересовался еще в юности, разочаровавшись в европейской философии. Так что на момент путешествия в Индию и Непал Ричард Гир был достаточно продвинутым теоретиком буддизма, способным поддержать разговор с самим Далай-ламой, которого навестил в его обители в изгнании в индийском городе Дхарамсале.

Эта встреча, утверждает Гир, перевернула его жизнь. Первое, что сделал духовный лидер буддистов при встрече с голливудской звездой, — поставил под сомнение основы его профессии.

Ричард Гир предпочитал «проживать» эмоции персонажа, по-настоящему пропуская их через себя; Далай-ламе это показалось смешным, ведь в буддистских координатах мира чувства вовсе не имеют значения и смысла.

Потомок пилигримов, крещенный в методистской церкви, Ричард Гир прошел по Тибету буддистским паломником и занимался духовными практиками в уединенном горном монастыре. Однако целиком в бесстрастное восточное миросозерцание он все-таки не ушел.

У Гира уже было достаточно громкое имя, чтобы сниматься только в картинах, представлявших для него личный творческий интерес. Именно участие Ричарда Гира помогло режиссеру Джиму МакБрайду пролоббировать съемки голливудского ремейка одной из культовых картин французской Новой волны — «На последнем дыхании».

В музыкальном фильме Фрэнсиса Форда Копполы «Клуб “Коттон”» Гир вспомнил свое увлечение юности, сыграв джазмена, исполняющего в кадре соло на трубе.

Затем примерил на себя библейский сюжет, снявшись в роли царя Давида в одноименной картине. А вот от роли супермена в боевике «Крепкий орешек» отказался. Брюс Уиллис, проснувшийся после премьеры суперзвездой, рассказывал, как Ричард Гир однажды шепнул ему при встрече на ухо: «Спасибо, что спасли меня от всей этой мороки».

У него были дела поважнее. В конце 80-х Ричард Гир основал в Штатах общественную организацию «Тибетский дом» и Фонд Ричарда Гира, вплотную занявшись проблемами Тибета, страдающего под властью Китая.

С тех он стал тратить массу времени и сил, собирая средства и привлекая внимание мировой общественности к вопросу независимости горной страны, живущей по своим духовным законам, непостижимым для людей западной культуры.

Красотка

Сниматься в легкой романтической комедии под названием «Красотка» Ричард Гир не хотел. Сценарий показался ему банальным, а герой — малосимпатичным: позже Гир скажет в интервью, что именно такие дельцы-спекулянты, как его Эдвард Льюис, и привели Америку и весь мир к экономическому кризису, чего оскорбленные в лучших чувствах зрительницы не простят. А тогда, в 1990-м, актера со всех сторон принялись уговаривать согласиться на съемки.

Режиссер Гарри Маршалл видел в этой роли только Ричарда Гира, и пустил в ход «тяжелую артиллерию» — привел к нему в гости молодую актрису Джулию Робертс. После дружеских посиделок на кухне Ричард растаял: «Она была просто потрясающей! Выглядела лет на шестнадцать, была такой прекрасной и нежной, как бутон розы».

Но решающий аргумент привел все-таки агент артиста: баланс на банковских счетах Ричарда Гира на тот момент был отрицательным — бурная общественная деятельность загнала его в долги.

«Красотка» была изначально задумана как коммерческое кино, однако настолько обвального успеха не ожидал никто. Сорокалетний Гир с потрясающей точностью воплотил представления широких масс зрительниц об идеальном мужчине, и откреститься от этого образа он уже не сможет никогда, несмотря на весь собственный скептицизм по данному поводу.

Его популярность зашкаливала; от преследований одной из поклонниц, угрожавшей покончить с собой в случае отказа, актеру пришлось защищаться в судебном порядке. А менее страстные и ревнивые зрительницы не сомневались, что у Джулии Робертс и Ричарда Гира роман и в жизни, и напрасно актриса сетовала в интервью, что партнер даже ни разу не пригласил ее в ресторан.

Синди Кроуфорд Ричард Гир встретил в студии своего друга, знаменитого модного фотографа Герба Ритца. В тот день Синди сидела в студии с полотенцем на голове и особого впечатления на Ричарда не произвела.

Но сама на него глаз положила и, уже целенаправленно пересекшись с ним на киношной вечеринке, умело козырнула своей пышной шевелюрой. Вскоре они уже вместе медитировали в Индии: на первых порах Синди проявляла к буддизму живой интерес.

А поженились они неожиданно для всех 12 декабря 1991 года в Лас-Вегасе, где брачная церемония была максимально упрощена. На свадьбе кроме молодоженов присутствовали только два свидетеля, все расходы составили не более пятисот долларов.

Защитить свой брак от атак желтой прессы стоило звездной паре намного дороже. Кроуфорд и Гир выкупили за 30 тысяч фунтов рекламный разворот в респектабельной «The Times», поместив на нем объявление: «Мы поженились, потому что любим друг друга и решили строить жизнь вместе. Так обстояли дела в начале мая 1994 года, а в июле Синди и Ричард разошлись.

Это все меняет!

В начале 90-х Ричард Гир подружился с российским режиссером Сергеем Соловьевым, в фильме которого должен был играть роль Александра Сергеевича Пушкина; проект не состоялся, но дружба осталась. Ричард и Синди однажды даже приезжали в Москву инкогнито, остановившись не в гостинице, а в гостях у Соловьева, в однокомнатной квартире на окраине Москвы.

С Гиром Соловьев обсуждал свои планы экранизации «Анны Карениной», причем поначалу они были более чем амбициозные — снимать в Голливуде. Увы, голливудские продюсеры побоялись, что финал «где что-то про паровоз» привыкшая к хэппи-эндам американская публика не оценит.

В 90-е Ричард Гир снялся в «Августовской рапсодии» Акиро Куросавы, а затем в ряде популярных и качественных, но по большому счету чисто коммерческих фильмов: «Окончательный анализ», «Соммерсби», «Первый рыцарь» и др. В 1999-м Гарри Маршалл попытался повторить успех «Красотки», пригласив Джулию Робертс и Ричарда Гира на главные роли в картине «Сбежавшая невеста», но, увы, прежнего эффекта не получилось.

После развода Гир стал еще больше времени проводить на Тибете, причем начал брать в путешествия фотоаппарат. На открытии одной из фотовыставок в 1995 году Ричард Гир познакомился с фотомоделью и актрисой Кэри Лоуэлл.

Кэри Лоуэлл позже стала известна как одна из «девушек Бонда» (в фильме «Лицензия на убийство» с Тимоти Далтоном). Она уже побывала замужем, воспитывала дочь Ханну и тоже увлекалась буддизмом.

«С первой же минуты, как я увидел Кэри на своей фотовыставке, — рассказывал Ричард, — понял, что хочу на ней жениться». То, что обычно дается труднее всего. Однажды они просто выбрали день, прихватили с собой сына, дочку Кэри, несколько близких друзей и поженились. Без всякой помпы.

Первенец Ричарда Гира, появился на свет в феврале 2000-го, и назвали его Гомер Джеймс Джигме: два первых имени в честь обоих дедушек, а третье — тибетское, что в переводе означает «бесстрашный». «Конечно, это все меняет! — говорил о рождении сына пятидесятилетний молодой отец.

Работа и жизнь

В начале нового века Ричард Гир на шестом десятке учился бить чечетку — для съемок в мюзикле «Чикаго», а через два года, снимаясь в картине «Давайте потанцуем», под руководством Дженнифер Лопес вспоминал детские уроки бальных танцев.

С годами Ричард Гир все чаще и резче стал высказываться на политические темы. Он давно объявлен персоной нон-грата в Китае, поэтому медитировать ездит не на Тибет, а в соседнюю Индию.

Он борется на всех уровнях за независимость и права не только Тибета, но и других стран и народов, от Ирака до Чечни и Кавказа. Пишет длинные официальные письма главам государств и всегда готов говорить о политике, экономике и социальных проблемах подробно и компетентно.

Периодически проходит слух, будто Ричард Гир уходит из кино. Чуть реже, но, пожалуй, с большим эффектом — что наконец-то разводится. Реальность, к счастью, ни того, ни другого не подтверждает.

Полная версия