Москва
3 января ‘25
Пятница

Нервные люди: больная любовь Михаила Зощенко и Веры Кербиц

Вера Кербиц и Михаил Зощенко прожили вместе 41 год – целую жизнь. Однако даже спустя годы женщина не переставала задаваться вопросом – «А была ли любовь?»

Михаил и Вера познакомились в 1918 году. Девушка была воздушной и романтичной – носила рюшечки и обожала кудряшки. Зощенко только пришёл с фронта – подавленный и раненый.

Михаил романтиком никогда не был. Писатель в открытую говорил Вере, что не верит в чистую любовь. По мнению Зощенко, мужчины говорят все эти красивые слова только для того, чтобы получить доступ к женскому телу.

В 1921 году Михаил и Вера стали жить вместе в маленькой комнате на Петроградской. И снова о любви Зощенко не говорил. Писателю нравилось, что Кербиц перепечатывает его письма – вот и весь комплимент.

В 1921 году у Михаила и Веры родился сын Валерий. Этот год запомнился Зощенко ещё и тем, что его рукопись похвалил Максим Горький. Писатель понял: его наконец признали.

Популярность Михаилу принёс сборник «Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова». У Зощенко появилась возможность переехать в более просторную квартиру и без проблем получать продуктовые пайки.

Став признанным автором, Михаил начал пользоваться популярностью у женщин. Свои многочисленные похождения от Веры Зощенко скрывать даже не пытался.

Кербиц не возмущалась. Михаил приносил деньги в дом, отдавал их супруге, а она распоряжалась ими по своему усмотрению. Казалось, что квартира Зощенко обставлена так же, как и квартиры героев его романов.

Михаил мог спокойно пропасть на пару недель, но Вера знала: вскоре он всё равно вернётся. Сына писатель баловал как мог: давал ему всё то, чего у него самого в детстве не было.

Самому Михаилу его материальное состояние никакой особенной радости не приносило. Зощенко хотел лишь ненадолго забыть о душевной боли и непереносимой тоске.

Михаил пытался проконсультироваться с психологом, но даже специалист не смог ему ни чем помочь. Тогда Зощенко решил лечиться сам: перечитал все работы Фрейда и стал искать первопричины своего состояния.

Рассказать о своём исцелении Михаил решил через повесть «Перед восходом солнца». Зощенко дописывал её в эмиграции: он уехал один, а Вера с сыном остались в блокадном Петербурге. Однако о своей семье писатель не забывал: регулярно присылал продукты.

В 1943 году Михаил опубликовал пару глав своей повести. Но результат был совсем не тот, на который рассчитывал Зощенко. Народ решил, что писателю просто нечем заняться, раз он в такие тяжёлые для страны времена пишет такую ерунду и выискивает у себя несуществующие проблемы.

После войны положение Михаила ещё сильнее усугубилось. Зощенко выгнали из Союза писателей: все контракты с журналами были аннулированы. Узнав о свалившемся несчастье, Вера растерялась: она забыла о том, как это – быть бедной.

Близкие друзья, не желая унизить Михаила, тайком подбрасывали в его почтовый ящик деньги. Супругам не на что было даже покупать продукты, но Вера держалась уверенно: также наряжалась и кокетничала.

Михаил же впал в депрессию. Зощенко отказывался есть и спать – писать он тоже не мог. Кербиц приходилось ухаживать за писателем, как за маленьким ребёнком.

В 1958 году Михаил снова показался на публике: это было 90-летие Максима Горького. Окружающие сразу же отметили, как сильно Зощенко постарел.

Через 3 месяца Михаил скончался. Перед смертью писатель признался своей Вере, что прожил нелепую жизнь. В тот момент супруги простили друг другу всё, что только могли.

Полная версия