Раиса Максимова является старейшиной всего МХТ.
Актриса на своём примере доказала, что при желании всегда можно найти баланс между успешной карьерой и счастливой семьёй.
Свой путь Раиса начинала с Саратовского драматического театра, следующим шагом был местный ТЮЗ. На спектакли с участием Максимовой в те годы ходил и юный Олег Табаков, который через много лет назовёт артистку символом своей молодости.
В Саратове, в частности в ТЮЗЕ, было много талантливых артистов, но их поведение не вызывало доверия. Некоторые актёры считали нормой выйти на сцену в нетрезвом состоянии или после первой же сцены спокойно уйти домой.
Постепенно Раиса стала понимать, что актёрское искусство в Саратове находится не на том уровне, о котором она мечтала. Тогда Максимова отправилась покорять столицу.
С первой попытки Раиса поступила в МХАТ. Вместе с будущей артисткой учились Михаил Казаков, Евгений Евстигнеев, Олег Басилашвили, Татьяна Доронина.
После окончания МХАТа, Раиса стала работать в МХТ. Олег Табаков, став художественным руководителем театра, шутил, что покорить Москву могут либо богачи, либо саратовцы.
Актриса несколько раз появлялась и на экранах – «Идиот», «Вдовы», «Учитель словесности». Однако своим домом Раиса всегда считала родной театр. В 1987 году, когда МХТ дробили на две части, Максимова присоединилась к МХТ имени Чехова.
В жизни Раисы не было любовных драм. Ещё будучи молодой девушкой, Максимова вышла замуж за Владимира Гриневича – химика. Супруги прожили вместе более полувека.
Даже после замужества за Раисой не переставали пытаться ухаживать мужчины. Но Максимова была непреклонна: мужчиной артистка считала только своего Владимира, а все остальные были для неё просто коллегами. В своё время за Раисой ухаживал и Олег Ефремов, но актриса ответила категоричное «нет».
Максимова вполне могла бы покорить и кинематограф, если бы не история с Иваном Пырьевым. Режиссёр звал Раису замуж, предлагал ей роли в кино в обмен на «благосклонность», но артистка не поддалась.
Даже спустя годы Максимова призналась, что ни разу не пожалела о своём решении. Актриса верила, что такая сговорчивость погубила тысячи начинающих артисток. Она же не попала в их число.
Раиса верит, что единственный путь на сцену или на экраны – это талант. Если нет дара и усердия, то не поможет ни известный продюсер, ни большие деньги.