Из чего складывается стоимость bitcoin
Меновая ценность Биткоина появилась только по истечении лет с начала функционирования системы. На стартовом этапе никому не приходило в голову использовать криптовалюту в качестве предмета обмена, к ней никто не относился как к объекту торговли.
Энтузиасты-программисты получали удовольствие от процесса подключения к новой сети и проведения испытания кода, а также его улучшения. Им был интересен сам эксперимент с добыванием монет.
Сегодня к Bitcoin негативное отношение практически у всех профессиональных экономистов. Так, нобелевский лауреат Кругман опубликовал ни одну статью, стараясь убедить читателей, что это изобретение полнейшая ерунда, недостойная разговора. Но полного единства мнений по этому вопросу среди ученых все-таки нет. И, например, Конрад Граф не согласен с тем, что собирать Биткоины — бессмысленное занятие. Дальше в статье содержится рассуждения австрийского экономиста об истории виртуальной валюты с научной точки зрения.
Как начала формироваться стоимость Биткоина
Представитель академической экономической среды Питер Шурда, являющийся сторонником Bitcoin, занимается сбором информации, относящейся к начальному периоду развития криптовалюты. Причем его интересуют только первоисточники. Цель, которой он хочет достичь — объяснение феномена, невозможного, по мнению современной экономической науки.
Ее представителям непонятно как что-то не имеющее никакой ценности на начальном этапе, стало обладать реальным экономическим весом. И это без гарантии возможности перевести это нечто в материальное выражение.
Стоимость Биткоина на старте практически равнялась нулю
В одной из самых последних публикаций господина Шурда имеются высказывания Майка Херна — одного из тех, кто начинал разрабатывать проект. Они содержат его видение начального периода становления криптовалюты. Тогда монеты не имели практического применения, так как ни на одной бирже не было стоимости Биткоина. Монеты просто свободно передавались в виртуальном пространстве по нулевой стоимости. Адам Бэк является разработчиком нескольких основополагающих элементов, используемых в архитектуре данной виртуальной валюты. Изначально он несколько настороженно отнесся к детищу мифического Накамото. Сегодня он рассказал о своих первых впечатлениях, полученных после общения с системой.Вера в то, что удастся найти решение, которой будет иметь большую эффективность, не покидала его. Но при этом не очень верилось, что систему удастся преобразовать во что-то серьезней обыкновенной игрушки. Подсчет шансов на другой исход давал неутешительный результат — 1/1000000. Именно это заставило Бэка на стартовом этапе отказаться от установки у себя программы для майнинга. А ведь на том отрезке времени сотню монет в день была возможность генерировать на обыкновенном ноутбуке. В результате фактический изобретатель хэш-функции упустил возможность обогатиться с помощью раннего майнинга. На протяжении пяти лет его сотоварищами были Хэл Финни, Вэй Дай, Ник Сабо, и еще множество участников, работавших анонимно над созданием принципов, на которых должна быть создана система виртуальных денег не имеющая центрального управления. И каким образом можно использовать hashcash как функцию майнинга. На этом этапе никем серьезно не воспринималась добыча Биткоинов майнингом как вариант практической реализации проекта.
Ранний майнинг воспринимался как онлайн-игра, какая уж тут стоимость Биткоинов
Все, и Адам, в том числе, относились к добыванию Bitcoin с помощью майнинга, как к занятию, не имеющему никаких перспектив. А пользователи, не имеющие специальной подготовки, вообще считали проект разновидностью социальной онлайн-игры. Что-то типа Фармавиль. Именно с той поры операции майнеров-пионеров начали называть «фермами».
Что собой представляет фермерская игра? Игрок с помощью огромного количества людей производит посадку семян. После того как они взойдут, хозяин с большим удовольствием собирает урожай. Этим готово заниматься по много часов довольно большое количество людей. При этом они как бы занимаются развитием и продвижением своего бизнеса.
Только отдельным индивидуумам повезло понять, столкнувшись с Биткоинами, что это валюта, за которой будущее. При этом их действия казались окружающим еще нелепее, чем у участников компьютерных игр.
Однако, по мнению представителей австрийской экономической школы, даже те цифровые предметы, которые используются в играх, имеют право рассматриваться в качестве товара.
Ученые считают, что экономике, как одному из направлений науки, не подобает придаваться высокомерным рассуждениям о том насколько рационально то или иное действие. Точно так же не следует без тщательного изучения сути проблемы классифицировать ее как экономическую, нравственную или какую-либо еще.
Виртуальный объект — товар?
По мнению критиков криптовалюты этот вопрос даже недостоин серьезного обсуждения. Ведь в фермерской игре роль виртуальных семян и урожая играет комбинация нулей и единиц, которые хранятся в памяти компьютера. И вопрос о стоимости Bitcoin из этой же категории, как они считают. Но так ли это верно?
Попробуем разобраться на примере двух различных художественных фильмов, записанных в цифровом формате. Зритель вряд ли будет удовлетворен рассказом про 0 и 1 когда его заставят вместо остросюжетного фильма тратить время на просмотр, например, Hello Kitty. И подобных примеров можно привести великое множество. А значит набор цифр — не решающий фактор, когда речь идет о ценности того или иного объекта, если он находится в цифровом состоянии.
Некоторым пользователям, поверившим в результативность майнинга и занявшимся экспериментами с ним еще на начальном этапе его развития, удалось приобрести тогда Биткоины. И некоторые делали это, невзирая на тот нюанс, что их практически нельзя было реализовать. Правда, некоторые ранние майнеры, не найдя криптовалюте применения, просто забыли про нее.
Многие пользователи даже не понимали смысла регистрироваться в системе. Они искренне считали, что этим конкретным циферкам суждено оставаться таковыми всегда. А сегодня людям, упустевшим свой шанс, остается только горько сожалеть об упущенной выгоде.
За время существования интернета не раз предпринимались попытки создать универсальную систему электронных наличных, и практически ни одна из них не оправдала надежд, возложенных на нее. По этой причине эксперты тех лет не могли предположить с полной уверенностью, что именно Биткоину суждено стать тем, чем он сегодня является.
Его успешному восхождению способствовало появление новых комбинаций идей. Но чтобы они возникли, приходилось много времени тратить на практические эксперименты, для выяснения плюсов системы и ее минусов.
Вряд ли кто-то будет всерьез доказывать, что первые несколько лет не сопровождались проблемами с реализацией Биткоинов или приобретением за них промышленных товаров и услуг. Был период, когда они не были нужны никому. Но разработчики системы вместе с ее участниками начали предпринимать попытки найти применение цифровым монетам. Сначала это делалось в порядке эксперимента.
Именно на том этапе начал проявляться интерес к криптовалюте, что и определило ее первоначальную стоимость. Австрийской экономической школой к возникшей ситуации применяется теорема регрессии, носящая имя Мизеса. В ней говорится, что в качестве реальных денег может использоваться только предмет, обладавший предыдущей меновой стоимостью.
А Bitcoin на том отрезке времени ценился только представителями ограниченного круга людей, имеющий свой интерес в нем. При этом для всех остальных он не представлял никакой ценности, а значит, не мог быть предметов обмена. Кто-то скажет, что применять в этой ситуации теорему регрессии не корректно, но мы не видим тут предмета для спора — все и так очевидно.