Москва
18 декабря ‘24
Среда

Леонид Рейман – биография родоначальника российской «цифры»

Имя Леонида Реймана известно, вероятно, каждому, кто связан со сферой информационных и коммуникационных технологий. Более восьми лет он возглавлял эту отрасль в качестве министра, создал систему ее государственного регулирования, до и после государственной службы проявил себя как крупный талантливый предприниматель и как меценат – необычная и очень яркая биография, далеко не полностью раскрытая в Википедии и кратких справочных материалах.

Семья и учеба 

Рейман Леонид Дододжонович родился 12 июля 1957 года в Ленинграде. Свое отчество Леонид Дододжонович получил от отца, Дододжона Таджиевича Таджиева. Выпускник Ленинградского государственного университета, Таджиев считается одним из крупнейших филологов за всю историю Таджикистана – так, после войны он возглавлял кафедру таджикского языка в государственном университете Душанбе. Фамилия у нашего сегодняшнего героя – от матери. Екатерина Александровна Рейман, коренная ленинградка, также была доктором филологических наук, профессором, специализировалась на иностранных языках.

Судьба дала Леониду прекрасные возможности для старта в филологии, но по стопам родителей он не пошел – подростку хотелось всего добиться самому. После восьмого класса он пошел в престижную 211-ю политехническую школу (ныне лицей имени де Кубертена), а закончив ее, поступил в Ленинградский электротехнический институт связи – отныне вся его жизнь будет связана с отраслью связи. Причем изучал он сферу с самых азов – еще во время учебы получил квалификацию кабельщика-спайщика пятого разряда, а в 1979 году – и диплом инженера электросвязи.

После института пошел работать на Ленинградскую междугородную телефонную станцию – сначала рядовым инженером, потом дослужился до начальника цеха. Впрочем, в 1983 году карьера молодого управленца приостановилась – пришла пора призыва в армию.

Телефонист городского масштаба 

Демобилизовавшись в 1985 году, Леонид Рейман вернулся в родной город и трудоустроился в Ленинградскую городскую телефонную сеть, где довольно быстро преодолевал ступени карьерной лестницы. Именно Рейману довелось организовать первый в истории России звонок по мобильному телефону – через три дня после переименования Ленинграда в Санкт-Петербург мэр города Анатолий Собчак пообщался со своим коллегой из американского Сиэтла. Судя по всему, Леониду Дододжоновичу понравились эти хлопоты – 16 лет спустя он, уже крупный руководитель, лично совершил первый видеозвонок в только-только появившейся в России сети 3G. На связи вновь было первое лицо родного города – на сей раз губернатор Валентина Матвиенко.

Пожалуй, вторым решающим – после момента выбора специальности – в жизни Реймана стал 1994 год. Политический кризис в России миновал, стало ясно, что новые времена пришли всерьез и надолго. Получив должность директора по международным связям ОАО «Петербургская телефонная сеть», Леонид Дододжонович Рейман занимался различными перспективными проектами в области развития телефонной связи в стране. Он стал членом совета директоров ОАО «Телекоминвест» и вместе с партнерами-бизнесменами стал собирать под его знамена операторов связи Ленинградской и окрестных областей. Кстати, один из стартапов, поддержанных тогда «Телекоминвестом», сейчас известен под названием «Мегафон».

Государственный муж 

Резкий поворот в карьере связиста случился в 1999 году. Уже состоявшийся, 42-летний, известный в городе человек, он покинул родную петербургскую телефонию и переехал в Москву, где поступил на государственную службу – на пост статс-секретаря - первого заместителя председателя Государственного комитета Российской Федерации по телекоммуникациям. Менее чем через месяц новоиспеченный статс-секретарь возглавил этот комитет, а еще через два с половиной месяца, 12 ноября 1999 года, СМИ опубликовали новость: Госкомитет преобразуется в министерство, а Рейман Леонид Дододжонович, таким образом, становится первым в истории России министром связи и информатизации. Главой правительства в то время был Владимир Путин.

2004 год был отмечен крупной административной реформой – не удовлетворенный деятельностью кабинета Михаила Касьянова президент Владимир Путин искал новые формы организации работы правительства. В начале марта Министерство связи ненадолго слили с Минтрансом (Рейман стал первым замминистра), а в конце мая образовали отдельное Министерство информационных технологий и связи, которое предсказуемо возглавил Леонид Рейман. Его роль в правительстве Михаила Фрадкова стала существенно более значимой – он вошел в состав комиссии по военно-промышленным вопросам и Морской коллегии. Не счесть, впрочем, число государственных и межгосударственных комиссий, коллегий, комитетов, в которых активно участвовал Рейман Леонид за восемь с половиной лет работы в правительстве.

Ожидалось, что и в 2008 году, после возвращения Владимира Путина на пост премьер-министра, Леонид Дододжонович Рейман останется министром, но к тому времени уже отметивший 50-летний юбилей управленец не без оснований счел свой долг перед государством выполненным. Еще два года он проработает советником президента Дмитрия Медведева, после чего покинет государственную службу. С 10 сентября 2010 года Рейман Леонид Дододжонович является частным лицом – хотя, конечно, опыт работы на высшем уровне и заработанный авторитет за это время никуда не пропали.

Достижения в правительстве 

Одним из главных достижений на министерском посту Леонида Реймана эксперты считают разработку и принятие в 2003 году федерального закона №126 «О связи», который и по сей день является основным регламентирующим документом отрасли. Этот закон

  • положил конец хаосу на рынке связи,
  • установил единые для всех правила игры,
  • заложил основу быстрого развития российских информационных технологий.

Особое внимание правительства к этой сфере, которое существует до настоящего момента и первоначального было сформировано благодаря стратегической дальновидности Реймана сделали нашу мобильную связь такой, как мы знаем сейчас – качественной и сравнительно дешевой на фоне других государств. Ни в Европе, ни в США даже не могут себе представить безлимитных мобильных и стационарных тарифов менее чем по десять долларов в месяц – у нас это в порядке вещей.

Многие естественные для нового поколения вещи приходилось внедрять с боем, преодолевая сопротивление и чиновников, и предпринимателей, не желавших терять свою власть над абонентами. При Реймане была отменена система разрешений на использование мобильных телефонов, при нем стал законом принцип «входящие – бесплатно», Рейман первые предложил ликвидировать «мобильное рабство», позволив абонентам переходить к другому оператору со своим номером.

При активном участии Реймана разрабатывались масштабные государственные IT-проекты, включая такие привычные и удобные теперь «Госуслуги». Повсеместный интернет для школ и больниц, цифровые решения для промышленности и сельского хозяйства, цифровое телевидение в каждый дом – всё это нулевые годы, всё это Рейман, его идеи и его команда. Без всякого преувеличения Леонида Дододжоновича можно назвать отцом российской цифровизации.

Неудивительно, что деятельность Реймана не раз была отмечена государственными, ведомственными и отраслевыми наградами. Леонид Дододжонович – заслуженный работник связи Российской Федерации. У него два ордена – «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, несколько юбилейных медалей, правительственные премии. Дважды он была лауреатом престижной премии «Персона года», один раз получил юридическую премию «Фемида».

Жизнь после власти 

Итак, в 2010 году обогатившийся опытом заслуженный деятель отрасли вернулся в бизнес. Еще в 2008 году, покинув министерское кресло, он решил реанимировать заглохший к тому моменту на стадии строительства завод микроэлектронных изделий «Ангстрем-Т», где планировалось организовать единственное в стране массовое производство чипов для электроники по технологиям 250-90 нм. Рейман добился возобновления работ, но срок полноценного запуска несколько раз отодвигался. Коммерческий запуск состоялся лишь в 2016 году, а из-за действовавших в то время санкционных ограничений, завод не смог выйти на проектные мощности и погасить взятые ранее кредиты. В 2019 году госкорпорация ВЭБ.РФ получила контроль над предприятием и вскоре, увы, обанкротила «Ангстрем-Т», несмотря даже на признание его «общегосударственного значения».

В настоящее время Леонид Рейман занимается инвестициями, основные его проекты по-прежнему сосредоточены в сфере технологий. В большинстве своем эти проекты направлены на развитие отечественной технологичной продукции и импортозамещения. Упомянем лишь два из них.

  • ООО «НТЦ ИТ РОСА» – многопрофильный российский разработчик системного программного обеспечения. Его продукция – разнообразные операционные системы, инфраструктурные и облачные сервисы, защищенные приложения, соответствующие самым строгим требованиям отечественного законодательства для правительственных и военных нужд.
  • «Рутек» – совсем еще молодой производитель гражданской электроники – систем видеонаблюдения, радиостанций, цифровых АТС, роутеров и даже ноутбуков. По сообщениям СМИ, Рейман инвестировал в проект 1 млрд рублей в 2020 году. Подчеркивается, что «Рутек» старается обойтись без импортных комплектующих.

Разумеется, участвовал Леонид Дододжонович и во многих других образовательных, инвестиционных и телекоммуникационных проектах.

Дела личные 

Леонид Дододжонович женат вторым браком, у него шестеро детей – пятеро родных и один приемный. Помимо пристрастия к классической музыке и большому теннису известен и необычным увлечением – вертолетным спортом. В нулевых годах Рейман входил в руководство Федерации вертолетного спорта, а в 2007-09 годах возглавлял ее. В перерывах же между работой, вертолетами и теннисом неутомимый связист пишет книги. Помимо обширных кандидатской («Совершенствование системы государственного регулирования отрасли телекоммуникаций», 2000 г.) и докторской («Формирование и развитие рынка инфокоммуникационных услуг», 2004 г.) диссертаций, его перу принадлежат три монографии – «На пути к цифровому дому», «Теория и практика функционирования инфокоммуникационных рынков» и «Закономерности функционирования и регулирования инфокоммуникаций».

О благотворительности 

Леонид Рейман – состоявшийся человек, и в этом качестве считает себя обязанным поддерживать тех, кому меньше повезло в жизни. Еще в 1990-х он вошел в число учредителей фонда, собиравшего средства для выживания Центрального музея связи им. А.С. Попова. Леонид Дододжонович помогает родной школе №211 – в частности, стал одним из спонсоров капитального ремонта, который в этом объекте культурного наследия проводился впервые за 160 лет его существования.

Важной частью своей жизни Леонид Рейман считает поддержку фонда «Кто, если не я?» – эта организация, которую создала его жена Ольга Владимировна, выручает детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Дела судебные 

Разумеется, работа на таком уровне безоблачной быть в принципе не может, тем более что Рейман начал свой взлёт в 1990-х годах, которые многим сейчас представляются сплошным уголовным делом. Однако ни одна претензия к чиновнику и предпринимателю Рейману не нашла подтверждений в судах, в том числе зарубежных.

Вспомним три наиболее известных истории:

  • В 2003 году «Альфа-групп» вошла в капитал сотового оператора «Мегафон», приобретя его блокирующий пакет. С возражениями выступил зарегистрированный на Бермудских островах фонд IPOC International Growth Fund, который также претендовал на 25%+1 акцию «Мегафона». Представители IPOC утверждали, что заключали предварительную договоренность о сделке с продавцом, компанией LV Finance. В одном из швейцарских коммерческих судов Леонид Рейман был безосновательно назван бенефициаром IPOC – ни реальный владелец фонда Джеффри Гальмонд, ранее действительно сотрудничавший с «Телекоминвестом», ни многочисленные другие суды не подтвердили эту версию. Конфликт был мирно урегулирован в 2007 году.
  • В 2011 году имя Гальмонда вновь появилось в СМИ – на сей раз в связи с германским Commerzbank, который, по версии франкфуртского обвинения и ряда журналистов, помогал Леониду Дододжоновичу выводить из России телекоммуникационные активы (Commerzbank в 1990-х управлял активами Гальмонда). Расследование это вяло тянулось с 2005 по 2012 год и завершилось ничем – немцы даже ни разу не задали Рейману ни одного вопроса.
  • В 2013 году возбудились финны – опять же, стали искать следы передачи денег из России куда-нибудь в офшоры. Вновь фигурировал IPOC, а также кипрская компания Albany Investment и финская Sekom. Дело закончилось снятием всех обвинений со всех заинтересованных сторон.

* * *

Леониду Дододжоновичу Рейману всего 63 года – не возраст для этого инициативного и целеустремленного мужчины. Нет сомнений, что мы увидим еще немало интересных его проектов. Телекоммуникации стали едва ли не главным трендом последних лет, их роль в мире резко выросла и уменьшаться не собирается. А значит, простор для работы – огромен.

 

Полная версия