Александр Пономаренко. Биография
Александр Пономаренко – один из состоятельных, но вместе с тем и непубличных российских бизнесменов. Более всего он известен как председатель совета директоров Международного аэропорта «Шереметьево». Кроме того, Пономаренко входит в список российских бизнес-лидеров «1000 лучших менеджеров России-2019» от Ассоциации менеджеров.
В этой статье мы собрали максимум информации о его биографии, карьере и жизни.
Детство и юность
Пономаренко Александр Анатольевич родился 27 октября 1964 года в Белогорске – тихом, отдаленном от побережья, не испорченном туристами крымском городе. В первый класс он пошел в Алупке – это была школа-интернат, где дети жили в отрыве от родителей. Там мальчик начал заниматься легкой атлетикой и футболом, но эти «мягкие» виды, судя по всему, его не увлекли – в третьем классе, уже в обычной школе, он увлекся боксом. Быстро достиг успехов на юношеских соревнованиях, выигрывал чемпионат Украины в своем возрасте, но переезжать в Киев для продолжения спортивной карьеры отказался.
Закончив белогорскую среднюю школу, Пономаренко поступил на факультет физкультуры в Симферопольский университет – конкурс был серьезный, почти двадцать человек на одно место. Но долго радоваться успеху не пришлось: в 1983 году бескомпромиссный генсек Андропов заявил, что служить должны абсолютно все – и Пономаренко забрали в армию с первого курса. Накопленные спортивные достижения позволили Александру стать десантником и служить в тульской разведроте.
Вскоре, кстати, андроповский эксперимент был прекращен – невиданный нигде в мире отрыв студентов от учебы на два года грозил советской науке существенным отставанием от мировой. Таким образом, Александр Пономаренко, отслужив свои два года, вернулся в институт, который и закончил в 1988 году. Как раз в дни выпуска был принят закон «О кооперации в СССР», положивший начало легальной коммерции в стране.
Первые проекты
За год до окончания института Александр Пономаренко познакомился со своим тёзкой и будущим партнером во всех последующих проектах Александром Скоробогатько, ныне также участником списков Forbes. Как только в стране началось кооперативное движение, друзья начали пробовать свои силы в разных сферах:
- занимались автоперевозками,
- производили парфюмерную продукцию,
- реализовывали строительные материалы.
Примерно за год до распада СССР друзья поняли, что пора перебираться в Москву – в столице деловые перспективы выглядели гораздо привлекательнее.
На заработанные в Крыму деньги Пономаренко и Скоробогатько вошли в капитал первого финансового учреждения – «Ялосбанк». Блин получился комом – через три года банк обанкротился, но необходимый опыт был получен. Следующий проект - Русский Генеральный банк был не просто успешным – в 1998 году он вошел в первую сотню российских банков и, кроме того, позволял себе покупать бизнес конкурентов. После нескольких слияний и поглощений новая структура получила название Инвестсбербанк, и это был уже Топ-50. Мощная организация, стоимость активов которой приближалась к миллиарду долларов, вызывала повышенный интерес у инвесторов, и в 2006 году Инвестсбербанк был продан венгерскому OTP Bank. К тому времени предпринимателей интересовал уже другой не менее масштабный проект.
Это был Новороссийский морской торговый порт (НМТП). После длительной скупки акций на открытом рынке контроль над портом перешел к трасту, управлявшему активами семей Пономаренко и Скоробогатько. В реконструкцию порта были инвестированы существенные средства, за счет которых:
- построили новый современный зерновой терминал,
- расширили существующие и построили новые пирсы,
- построили новые терминальные мощности для хранения и перевалки наливных (дизельное топливо, жидкие минеральные удобрения и мазут), навалочных (минудобрения, рудные грузы, уголь, металлолом) и генеральных (лес, металлы, контейнеры) грузов.
Рынок оценил вложенные инвестиции. В результате после размещения 20% акций НМТП на Лондонской фондовой бирже общая стоимость порта выросла до рекордных 4,9 млрд долларов, что сравнимо с портом в Шанхае. Последующая продажа доли в НМТП консорциуму, состоящему из «Транснефти» и «Суммы», принесла трасту, действующему в интересах семей Пономаренко и Скоробогатько, в 2011 году, как писали в новостях СМИ, более 2 миллиардов долларов.
Отметим также, что в нулевых Александр Пономаренко был одним из совладельцев рекламного агентства «Олимп» - одного из ключевых игроков на рынке наружной рекламы в стране, на долю которого приходилось до 7%.
Пономаренко сегодня
После продажи акций НМТП траст, действующий в интересах семей Пономаренко и Скоробогатько, стал учредителем TPS Real Estate Holding с внушительным уставным капиталом. Александр Пономаренко возглавил Совет директоров крупнейшей компании холдинга «ТПС Недвижимость», специализирующейся на строительстве и управлении торгово-развлекательными центрами в мегаполисах. На момент написания этой биографии под управлением «ТПС Недвижимости» находятся более 700 тысяч метров торговой недвижимости, в частности:
- ТРЦ «Галерея Краснодар»
- ТРЦ «Галерея Новосибирск»
- ТРЦ «Моремолл» (Сочи)
- ТРЦ «Океания» и «Хорошо!» (Москва)
Еще одну крупную инвестицию траст, управляющий активами семей Пономаренко и Скоробогатько, сделал в аэропорт «Шереметьево» – инвестиционная компания TPS Avia Holding Ltd. В сентябре 2013 года компания выиграла открытый конкурс на развитие Северного терминального комплекса – TPS Avia Holding оказалась единственным из участников конкурса, который взял обязательства реализовать все заявленные проекты за счет собственных средств.
В 2015 году Александр Пономаренко был избран в состав совета директоров АО «Международный аэропорт Шереметьево», а c 2016 года он его возглавляет. За последние 5 лет в развитие инфраструктуры аэропорта Шереметьево инвестировано более 2,5 млрд долларов. За этот период построены и введены в эксплуатацию:
- новый грузовой терминал «Москва Карго», который стал крупнейшим в России,
- новый пассажирский терминал В для обслуживания внутренних линий;
- топливозаправочный комплекс,
- межтерминальный переход между южными и северными терминалами аэропорта с отдельным тоннелем для транспортировки багажа – впервые такое сооружение было построено под действующими взлетно-посадочными полосами аэропорта;
- новый пассажирский терминал С1 для обслуживания международных линий;
- новые перроны с местами стоянок самолетов;
- современный ангарный комплекс для обслуживания самолетов;
- проведена реконструкция ВПП-1, осуществленная в рекордно короткие сроки;
- введена в эксплуатацию ВПП-3 и другие объекты инфраструктуры.
На этом развитие не заканчивается – в недалекой перспективе начало строительства еще одного терминала в Северном терминальном комплексе (СТК), исторически именуемом Шереметьево-1, - терминала С2 для обслуживания международных рейсов. С учетом развития СТК сможет обслуживать и внутренние рейсы, и международные рейсы ПАО «Аэрофлот» - именно сюда будут прибывать пассажиры из Германии, США, Испании, Кипра, Турции и других популярных направлений.
Аэропорт Шереметьево занимает первые места в отраслевых рейтингах и обеспечивает самые высокие стандарты обслуживания пассажиров. Неудивительно, что в 2019 году, поздравляя Шереметьево с юбилеем, президент Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев сделали акцент на современной инфраструктуре, умных терминалах, надежности и безопасности аэропорта.
Семья и увлечения Александра Пономаренко
О личной жизни Александра Анатольевича Пономаренко известно мало – исторически он предпочитает об этой части жизни не высказываться публично. Известно, что у Пономаренко трое детей. Дочь закончила юрфак МГУ и строит карьеру в юриспруденции, сыновья учатся за рубежом – старший в престижном западном университете, младший в частной английской школе.
Сам Александр Анатольевич Пономаренко, кстати, придает образованию большое значение: уже будучи успешным бизнесменом, он защитил кандидатскую и докторскую диссертации, в которых рассматривал актуальные вопросы государственного регулирования бизнеса, от малого и среднего до крупных корпораций.
Как и многие российские предприниматели, неравнодушен к спорту, но выбранный им вид, пожалуй, уникален – сейчас он увлекается конными пробегами на дальние расстояния, требующими особой выносливости и лошади, и наездника.