Руслан Байсаров: биография без звездной мишуры
Биография известного предпринимателя Руслана Байсарова слишком часто сводится к той ее крохотной части, которая интересна желтой прессе. Между тем значимость этого человека в нынешней России сложно переоценить.
Учитывая, что широкая публика чрезвычайно охотлива к восприятию новостей из жизни звезд, чеченский предприниматель Руслан Байсаров воспринимается общественностью прежде всего как бывший зять Аллы Пугачевой и отец кумира девушек Дени Байсарова. Между тем Руслан Сулимович и сам является весьма неординарной фигурой, и его биография заслуживает серьезного разговора, а не только упоминаний в светской хронике.
Детство и звезды
Байсаров Руслан Сулимович родился 9 августа 1968 года в обычной многодетной чеченской семье тейпа Хачарой. Мальчик отличался от сверстников энергией и предприимчивостью: «Сколько себя помню, всю жизнь я зарабатывал деньги», вспоминает он о торговле яблоками в детстве. Впрочем, первые коммерческие проекты не помешали ему хорошо закончить школу и в 17 лет приехать покорять столицу – поступить в Московский инженерно-строительный институт. Но в те годы призывали даже студентов-очников, так что два года Руслан Байсаров провел в армии, а потом решил продолжить обучение поближе к родным горам – в Грозненском нефтяном институте. Московские знания тоже оказались не лишними – хотя в студенческие годы Байсаров, как и многие тогда, начал с торговли компьютерами, всю свою взрослую жизнь он будет заниматься нефтью и строительством.
Несмотря на то, что обстановка в республике в то время не располагала к академическим занятиям, а в Москве было куда безопаснее, Руслан Байсаров окончил Грозненский институт. После уже в столице Байсаров открыл салон в Центре международной торговли, потом на паях с Федором Бондарчуком стал владельцем ночного клуба, в общем, был в центре московской светской жизни. Перед чарами этого чеченского юноши не устояла одна из главных звезд тогдашней столицы Кристина Орбакайте, дочь Аллы Пугачевой. Многих поразило тогда, что знаменитая жена Руслана Байсарова согласилась оформить отношения по мусульманскому обряду. Через год у них родился сын Дени, и хотя брак не оказался прочным, мальчик рос в атмосфере любви. Сейчас, в 21 год, он стал одним из самых популярных молодых людей в российских соцсетях. Вероятно, его ожидает завидное артистическое будущее, хотя не исключено, что он проявит интерес и к продолжению дела отца.
Заканчивая тему личной жизни, скажем, что позже Руслан Байсаров женился на чеченской девушке Мадине Гайтаевой, у них все хорошо, они воспитывают двух своих сыновей, а всего у бизнесмена шесть детей, и в судьбах всех шестерых он принимает активное участие.
Нефть и строительство
Режиссеры, модельеры и певицы – это, конечно, интересно и весело, но мужчина должен заниматься настоящим делом. На рубеже веков Руслан Байсаров занялся нефтяным бизнесом:
- основал нефтеперерабатывающую компанию «Инфант»,
- был избран вице-президентом Московской топливной ассоциации,
- в 2001 году стал вице-президентом «Московской нефтяной компании»,
- позже – «Московской нефтегазовой компании»,
- еще позже – «Центральной топливной компании».
Накопив огромный опыт в топ-менеджменте, в 2011 году он основал Тувинскую Энергетическую Промышленную Корпорацию (ТЭПК) – свой первый по-настоящему крупный проект на правах собственника. А в 2015-16 годах Руслан Байсаров приобрел контрольный пакет в группе строительных компаний «Мост» (ГК СК Мост), которая сейчас и ассоциируется с его именем в деловых кругах.
Инфраструктурные задачи «Моста»
ГК СК Мост участвует сейчас в крупнейших инфраструктурных проектах России – все-таки не зря глава холдинга начинал учиться именно на строителя. Если вам не очень интересны стройки в отдаленных уголках, несколько следующих абзацев можно просто пропустить – достаточно понимать, что какое-никакое развитие нашей экономики становится возможным благодаря вот таким работам крепких людей в суровых условиях:
- Один из самых известных проектов Руслана Байсарова – это мост между селом Нижнеленинское Еврейской АО и городским уездом Тунцзян в Китае. На секундочку, первая в истории переправа для поездов через пограничную реку Амур, ориентировочная загруженность – 21 млн тонн грузов в год, две с половиной тысячи тонн в час! Чем проще и дешевле будет товарообмен с Китаем, тем легче всей нашей стране будет диверсифицировать экспортные потоки, что чрезвычайно важно в нынешних обстоятельствах.
- Продолжается реконструкция БАМа – читатели постарше, наверное, помнят эту великую комсомольскую стройку, которая сначала была делом всей страны, потом объектом насмешек над энтузиазмом отцов, а теперь – жизненно необходимой артерией между центром страны и ее востоком (если вы думаете, что центр – Москва, посмотрите на карту). ГК СК Мост Руслана Байсарова проложила Второй Байкальский тоннель, открытие которого для поездов ожидается уже грядущей зимой.
- Необычным проектом заняты сотрудники Руслана Байсарова на Дальнем Востоке – расширением колеи сахалинской железной дороги с карликовых 1067 мм на общепринятые в России 1520 мм. Это облегчит доставку грузов по легендарному острову, а значит приведет к росту товарооборота и как следствие – повышению собираемости налогов.
Первые рельсы Тувы
В России практически не строят пассажирские железные дороги – напротив, время от времени «консервируют» действующие участки, сокращают число составов. Теперь уже на пригородных поездах не проехать ни из Мурманска в Сочи, ни из Москвы в Хабаровск. И только Руслан Байсаров плывет против этого течения – упомянутая выше ТЭПК работает сейчас над крупнейшим железнодорожным проектом страны – 410-километровой трассой Элегест – Кызыл – Курагино в Туве. Наверное, не многие из читателей сходу покажут Тыву на карте – эта республика находится на 21-м месте по площади среди регионов России, но лишь на 78-м по населению, а ее валовой региональный продукт достигает 15 тысяч рублей на человека в месяц. Инфраструктура республики имеет значительный потенциал для развития: авиасообщение с Москвой появилось четыре года назад, а железные дороги отсутствуют в принципе. При этом республика богата минеральным сырьем, она может его добывать, но стоимость доставки добытого до покупателей превышает все разумные цифры. Эту проблему и призвана решить новая железная дорога. Она свяжет Тыву с единой железнодорожной сетью России и позволит горнорудным предприятиям наконец задышать полной грудью.
Благодаря этому после ввода трассы в строй республика обретет 15 тысяч новых рабочих мест, то есть почти 5% населения Тувы получат стабильную хорошо оплачиваемую работу. Именно так, а не спортивными достижениями и политическими дрязгами, куется настоящее величие России.
Сербия и снова Амур
Вкратце расскажем о других значимых направлениях работы Руслана Байсарова и его ГК СК Мост и входящих в эту структуру компаний.
Еще один интересный проект – строительство гигантского железнодорожного виадука в Сербии. Эта страна, хотя и рвется в Евросоюз, все же остается нашим ближайшим европейским союзником, и помощь российского предприятия в строительстве железнодорожных объектов для скоростной трассы между Белградом и Будапештом, безусловно, не останется незамеченной. На данный момент доверенный «Строй-Тресту» Руслана Байсарова проект является одним из крупнейших в Европе.
А весной 2020 года мы ждем торжественного ввода в эксплуатацию знаменитого «Моста Дружбы» Благовещенск – Хэйхэ между Россией и Китаем через реку Амур. Этот мост, несомненно, существенно оживит экономику Амурской области, упростит и удешевит торговлю – неудивительно, что местные жители буквально считают дни до открытия движения.
Успехи Руслана Байсарова – не только его заслуга
Понятно, что любой бизнес такого масштаба – это не заслуга одного человека, а комплекс усилий тысяч, а то и десятков тысяч специалистов самого разного профиля и уровня. И все же, как правило, необходима одна управляющая рука, одна сильная воля для того, чтобы все эти люди организовались для исполнения гигантских задач. Тогда и появляются в разных уголках России тоннели, мосты, железные дороги, тогда на смену разрушению и запустению приходят созидание и процветание.
Руслан Байсаров еще достаточно молод, ему 51 год, большинство перечисленных нами проектов завершены или подходят к завершению, так что в обозримом будущем мы можем ожидать больших новостей от ГК СК Мост – в какие еще полузабытые места придут транспорт и цивилизация? Россия велика, осваивать можно бесконечно.