29 марта ‘24, Пятница

«Ледяной человек» Этци был предком жителей Сардинии

Он также имел карие глаза, первую группу крови, непереносимость молока и склонность к сердечно-сосудистым болезням.

Международная исследовательская группа завершила секвенирование генома знаменитого альпийского «ледяного человека» Этци (Ötzi), которого нашли в 1991 году в итальянской части Альп. При исследовании мумифицированного тела установили, что он жил 5300 лет назад, а погиб он из-за раны в плече от выпущенной в него стрелы.

Ранее генетики уже прочитали митохондриальный геном Этци. В 2010 году исследовательская группа из Германии, Италии, США, Канады и других стран начала секвенирование ядерного генома «ледяного человека». Они уже обнародовали некоторые данные, например, то, что у Этци были карие глаза и что он, вероятно, страдал клещевым боррелиозом, или болезнью Лайма так как в его теле нашли ДНК бактерии Borrelia burgdorferi, возбудителя заболевания.

Теперь ученые практически завершили секвенирование генома Этци, они прочитали 96% его ДНК с высокой точностью. Они выяснили, что у него была группа крови 0 (она же, первая группа). Этци не мог пить молоко, так как у него не было ферментов, позволяющих расщеплять молочный сахар лактозу. Его карегоазость подтверждена. К тому же, выяснилось, что у него была генетическая предрасположенность к накоплению кальциевых отложений на стенках сосудов, а значит, к сердечно-сосудистым болезням, таким как ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда.

Альберт Цинк (Albert Zink) и его коллеги сравнили геном Этци с геномом современных европейцев по однонуклеотидному полиморфизму (SNP) – вариациям в изменчивых участках ДНК. Так они смогли вычислить его ближайших родственников среди современных людей. Оказалось, что наибольшее генетическое сходство Этци имеет с жителями островов Тирренского моря, например, с жителями Сардинии.

Результаты анализа генома «ледяного человека» опубликованы в журнале Nature Communications.