Москва
18 декабря ‘24
Среда

Кризис роста и поиски пути университетов в 21 веке обсудили на вебинаре ИОТ-университета

«Образование в 21 веке: на страже персональных потребностей и их изменений в процессе обучения» - такой вебинар за рамками Третьей Всероссийской ИОТ-конференции провели Павел Музыка, генеральный директор ИОТ-университета, главный архитектор Modeus, и Борис Филиппов, директор Дирекции программы развития МАИ.

Во времена, когда цифровые технологии достигли такого масштаба и такого уровня, что позволяют принципиально по-другому смотреть на образовательный процесс, экспертам хотелось бы понять, как наши современные университеты изменяются в реалиях цифрового мира, какие есть общие черты, и как это позволяет нам с уверенностью посмотреть на будущее цифровой эпохи в пределах Российской Федерации. Кроме того, предметом дискуссии стал «Манифест университетов цифровой эпохи».

По словам Бориса Филиппова, мир становится иным с каждой минутой: «Вот сообщение прошлой недели: количество спутников компании Илона Маска на орбите в данный момент составляет примерно 5000, а видимых звезд с Земли примерно 9000. Еще чуть-чуть, и мы в принципе сможем говорить о том, что наблюдать звезды с Земли мы уже не сможем. Мир изменился. Он стал иным и настолько иным, что мы даже не готовы к этому были, как это ни странно.

Павел Музыка отметил, что постоянное нахождение в онлайне позволяет анализировать каждого человека персонально, и это уже начинает применяться, уже есть пилотные проекты, которые запускаются на опасных производствах, чтобы снижать фактор человеческого риска.

- Очень скоро, буквально за несколько лет, это станет массовым, это придет и в университеты. А это значит, что каждый человек про себя будет знать больше. Более того, он сможет этим поделиться, - рассказал Музыка. - Нужно начинать это использовать. Важно понимать и то, что люди выходят в основном в командные форматы взаимодействия, в коммуникационные форматы, где они вырабатывают новые решения, ищут решения, обсуждают их, спорят про решения. И здесь важны и компетенции аналитического мышления, и коммуникативные навыки. А за станком уже будут работать роботы. Это говорит о том, что университеты, к сожалению, все еще как бы в предыдущей технологической парадигме продолжают готовить, в конвейерном подходе. При этом в жизни это уже практически нигде не применимо. И в этом смысле университеты сейчас, как многие говорят, находятся в кризисе и в поиске себя, в том, какими должны стать университеты в эту новую цифровую эпоху. Чтобы университету сохранить уникальность, идентичность, необходимо думать не только в сторону инноваций в исследованиях, технологиях или разработках, которые университет делает, о чем сейчас очень много говорится, но необходимо добавить к этому циклу инноваций два других. Необходимо внедрять инновации в подходах к образованию. Также в университетах, которые входят в программу «Приоритет 2030» уже начало происходить, в других университетах пока только про это слышали или где-то пытаются про это говорить - это инновации в управлении университетом. Изменения неизбежны, и те тренды, которые сейчас требуют трансформации тех или иных институций в обществе, нельзя избежать. Эти тренды неизбежно будут влиять, в том числе, на университеты. Принятие этого факта влечет за собой принятие того, что изменения будут происходить всегда, и нужно учиться управлять этими изменениями.

 

Полная расшифровка вебинара выложена в соцсетях ИОТ-университета 

Полная версия