Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Третья Всероссийская ИОТ-конференция обозначила тренды массовой индивидуализации высшего образования

19–20 октября на площадке РАНХиГС прошла Третья Всероссийская ИОТ-конференция, посвященная индивидуальным образовательным траекториям студентов

ИОТ-конференция — одно из трех ключевых ежегодных мероприятий Десятилетия науки и технологий в России в треке «Проектирование будущего». Это специализированное мероприятие для российских вузов, которые собираются или уже внедряют в учебный процесс возможности индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) для студентов.

Рост интереса к теме ИОТ подтвержден: офлайн и онлайн приняли участие в ИОТ-конференции более 450 человек, более 2000 просмотров трансляции было зафиксировано в дни проведения мероприятия. Индивидуальными образовательными траекториями интересовались медицинские, управленческие, экономические и аграрные вузы, приехали участники из Калининграда и Владивостока, Санкт-Петербурга, Тюмени, Томска, Воронежа, Самары, Грозного, Екатеринбурга, Майкопа, Челябинска, Новокузнецка, Томска и других городов.

На ИОТ-конференции были представлены 6 пленарных дискуссий и 12 докладов. Также в рамках ИОТ-конференции прошли Клуб ректоров на тему «Индивидуализация и студентосбережение» и заседание Экспертного совета Государственной Думы РФ по непрерывному образованию.

Заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова отметила:

«Внедрение в вузах индивидуальных образовательных траекторий рассматривается в ракурсе госполитики, одним из ключевых приоритетов которой является воспитание молодежи.

Когда в 2015 году в университеты „заходили“ первые ИОТ, мы увидели, что для большинства студентов принять ответственность и сделать свой собственный выбор было достаточно сложно. Ситуация, когда этот выбор делает образовательная организация, формируя учебный план, для многих проще и понятнее.

Реализуя государственную молодежную политику, мы работаем в том числе с этой задачей: воспитываем неравнодушного, проактивного гражданина, способного быть ответственным за принятые им решения. В том числе по этой причине внедрение ИОТ тесно связано с воспитанием, поскольку учебная и внеучебная работа — это две составляющие одного процесса».

В пленарной дискуссии также принял участие заместитель председателя Государственной Думы РФ Борис Чернышов.

«Сетевые программы, возможность приходить на открытые лекции в другие университеты, возможность внедрять в свое образование новые формы — это большое достижение. Это интересно, это дает полет фантазии и привлекает все больше людей на пространство университета», — сказал Чернышов.

Ректор РАНХиГС, генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей» Алексей Комиссаров подчеркнул, что для реализации ИОТ нужна цифровая база, чтобы управлять траекториями:

«Это непростая задача, в решении которой нужно учитывать все нюансы, связанные с предпочтениями и уровнем подготовки учащихся, с преподавателями и их доступностью, аудиторным фондом, логистикой. Все это требует серьезной работы. Мы надеемся, что вместе с компанией CUSTIS сможем организовать эту работу в Президентской академии.

Очень важно желание сделать так, чтобы на выходе мы получали классных специалистов, которые умеют учиться, любят учиться и понимают, что им нужно в тот или иной момент развития своей карьеры. Именно с таким подходом мы выстраиваем сейчас образование для мэров и будущих мэров городов, другие программы академии.

Кроме того, это одно из решений вопроса студентосбережения. Хочется, чтобы студенты, находясь в своем регионе, могли получить лучшее образование и лучшие курсы, мы над этим работаем».

Директор департамента информационных технологий ГК «Росатом» Евгений Абакумов отметил:

«Сегодня хочется реальных разработок, которые мы можем провести в жизнь. Мы ищем этот способ, с помощью которого университет как источник научных и образовательных компетенций может вдохнуть новую жизнь в тяжеловесную машину крупных компаний и корпораций. Но университет не должен превратиться в кустарную мастерскую в этой части, а дополнить те компетенции, которых сегодня не хватает корпорациям.

Сегодня меняется технологическая парадигма. Как изменится через 10 лет облик вычислительной инфраструктуры страны, будут ли квантовые компьютеры, что будет с фотоникой, что с импортозамещением — это отдельный предмет диалога между университетом и корпорациями».

В дискуссии «Университеты и технологические партнеры: как создается совместное будущее», которую модерировал научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов, приняли участие ректоры университетов и представители ведущих цифровых компаний. Они обсудили проблемы, стоящие перед вузами в процессе цифровизации, особенности использования современных отечественных цифровых платформ и различные вопросы трудоустройства в ИТ-сфере. Исполняющий обязанности ректора Томского политехнического университета Леонид Сухих отметил, что необходимо найти способы, которые способны совместить современные тренды с имеющимся наследием университетов и сформировать адекватную времени систему.

Директор Института радиоэлектроники и информационных технологий УрФУ Илья Обабков, выпустивший первый ИОТ-выпуск в текущем году, поделился оценкой изменений навыков студентов и обратил внимание, что ИОТ проявляет уровень самостоятельности студента и помогает ее развивать:

«Этот выпуск открыл перед нами новый пул задач управления качеством, что привело даже к структурным изменениям, причем наши выпускники идут работать с нами вместе, так как им интересен ИОТ-подход. Мы в целом готовы к изменениям, в том числе и тем, которые нужны нашим партнерам. Это очень важная и фундаментальная вещь для эффективного взаимодействия».

Председатель Совета ИОТ-консорциума вузов, генеральный директор CUSTIS Владимир Рахтеенко поделился своей позицией по итогам мероприятия:

«ИОТ — это тема, которая закрепилась в дискурсе и считается неизбежным будущим. И если ранее мы говорили, что это некий набор технологий, позволяющий менять университеты, то теперь звучит, что это, скорее, ориентир и метамодель, самостоятельный неизбежный общественный тренд.

Совершенно очевидно, что у университета должен быть целевой образ и модель, к которой он стремится. Важно понимать, как изменится университет в связи с ИОТ, зачем он это делает. Без понимания этого „зачем“ настоящего ИОТ не случится.

И конечно, хочу отметить, что появились запросы на другие формы коммуникаций. Так, на Клубе ректоров поступило предложение о создании экспертного клуба для обсуждения проблем ИОТ-подхода; мы подумаем, как это реализовать.

В целом ИОТ-конференция — это хороший обмен опытом и площадка диалога вузов с вузами. Вузам важно увидеть, что сделали другие университеты до них, какой опыт пережили. Мы много говорили о компетенциях выпускников вузов, и здесь я скажу как работодатель тоже: фундаментальность образования, широта картины мира, умение работать в команде, рефлексия, умение работать в неопределенности оказываются гораздо важнее, чем какие-то конкретные навыки, которым можно научить и даже переучить. Нужен человек, который способен к действию, готовый работать в команде, постоянно учиться и осваивать новые инструменты. И тут я скажу четко: без применения всего широкого спектра ИОТ-технологий этот результат недостижим. Главный ответ современности — начинать работать со студентами как с индивидуальными личностями».

В сентябре 2023 года о включении ИОТ в разработку нового макета федерального государственного образовательного стандарта высшего образования на укрупненную группу специальностей и направлений подготовки было заявлено вице-премьером Дмитрием Чернышенко на оперативном совещании у Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина в сентябре 2023 года.

Проработкой темы ИОТ в России глубоко занимается ИОТ-консорциум передовых университетов, начавших внедрение ИОТ еще в 2017 году. На сегодня в составе консорциума 14 передовых университетов, буквально за неделю до ИОТ-конференции к ИОТ-консорциуму присоединился МГИМО МИД РФ.

Ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко считает:

«Факт нашего вхождения в ИОТ-движение дал нам инструментальное основание свежим взглядом посмотреть, как устроено наше образовательное пространство, структура выбора дисциплин, например. У нас большая филиальная сеть, и у каждого филиала свои сильные стороны, так что актуальная задача — организовать правильную динамику пространства филиальной сети, развить мобильность преподавателей, которым важно принять эту ценность.

По итогам последнего анкетирования мы видим довольно высокие оценки преподавателей, полученные от студентов. Но к нам приходят лучшие абитуриенты, и мы понимаем, что резервов для развития еще очень много».

Руководитель программы развития ТюмГУ Надежда Федорова рассказала об опыте университета:

«Мы сейчас видим, что студенты достаточно быстро в пространстве, которое поддерживает их выбор и самостоятельное движение, начинают искать для себя ориентиры. Они стали чаще обращаться за консультацией к тьюторам, специалистам управления ИОТ. И делают это не по итогам выборной кампании, а задолго до нее: изучают нормативы, процедуры, подходят осознанно к выбору.

Наши студенты разработали рекомендательный сервис „Отзывус“ в ответ на эту потребность. Они создают профессиональный продукт, само образовательное пространство вызывает у них интерес и стимулирует порождать новые продукты. Студенты ориентированы не только на университет, но думают и о том, как свои лайфхаки можно применить вовне университета. И это — предмет для гордости».

Ректор ЯГТУ Елена Степанова поделилась:

«Программа развития университета ориентирована как на запросы корпораций, так и на запросы государства. Образовательная программа — это сети, модульность, междисциплинарность, индивидуализация. Отличительная особенность вуза — многократный вывод студентов за пределы кампуса: узнал, освоил, применил. Инженер должен уметь ставить задачи, организовывать производство; создаются команды выпускников, которых будут нанимать командно».

Директор Одинцовского филиала МГИМО Елена Козловская отметила:

«Мы с самого начала хотели двигаться в этом направлении, но долго решались, понимая, что трансформация — дело сложное. Начали с исследования выпускника с горизонтом в пять лет. Сейчас мы осваиваем направление ИОТ в партнерстве с Modeus.Lite, и это помогает нам двигаться своим темпом с постоянным сбором обратной связи. И конечно, в реализации своих идей нам очень помог коучинговый подход команды консалтинга ИОТ-университета».

 

Среди спикеров ИОТ-конференции также: руководитель ФГАНУ «Социоцентр» Андрей Келлер, ректор БФУ имени И. Канта Александр Федоров, первый проректор по экономике и стратегическому развитию УрФУ Даниил Сандлер, проректор по образованию ТУСУР Павел Сенченко, директор Института компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ Геннадий Веселов, директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации РАНХиГС Наталья Гаркуша, директор Института образования, академический директор Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ Евгений Терентьев, заместитель директора ИФТЭБ, НИЯУ МИФИ Анна Норкина, заместитель директора по проектной деятельности и разработкам ТГУ Сергей Степанов, ректор Центрального университета, заместитель председателя Правления Тинькоф Евгений Ивашкевич и другие.

 

Расшифровки докладов, а также видео выступлений будут выложены в скором времени на собственных ресурсах ИОТ-университета:

 

Организаторы ИОТ-конференции: ИОТ-университет (образовательная структура, созданная при поддержке ИОТ-консорциума вузов), CUSTIS (100% российская ИТ-компания, разработчик платформы Modeus), ЭАЦ «Научно-образовательная политика».

Полная версия