Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

Вехи развития ЗРК «Тор»: как эволюционировало детище концерна «Алмаз-Антей»

ЗРК «Тор» - одно из эффективнейших российских средств ПВО ближнего радиуса действия. Статус-кво лучшего ЗРК малой дальности комплекс еще раз «закрепил» в зоне боевых действий СВО.

На счету «Торов» не только существенная часть сбитых в небе 700 вражеских самолетов и вертолетов, но и большинство из 4 с лишним тысяч БПЛА. Именно «Торы» стали убийцами распиаренных турецких «Байрактаров», не оставив беспилотникам ни единого шанса на господство в небе.

Работы над войсковым тактическим ЗРК начались в середине 1970-х годов. Комплекс был призван поражать противорадиолокационные и низколетящие крылатые ракеты, управляемые авиабомбы и другие современные средства воздушного нападения. Для этого требовалось обеспечить минимальное время реакции, наличие мощной высокопроизводительной радиолокационной станции, автоматизацию боевой работы, наличие скоростной зенитной управляемой ракеты с эффективной боевой частью.

Поставленные перед конструкторами задачи были выполнены, и в 1986 году ЗРК «Тор» был принят на вооружение.  Компоновка машины стала революционной: впервые в мировой практике был реализован вертикальный пуск зенитных ракет; впервые обеспечено хранение боекомплекта внутри боевой машины, а уже в 2016 году, «Торы» стали первыми в мире ЗРК, способными вести огонь в движении. 

За время эксплуатации «Тора» прошло три волны серьезных модернизаций: в 1991-м - до уровня «Тор-М1»; в 2009-м - до «Тор-М2У»; в 2016-м - до «Тор-М2».

ЗРК второго уровня модернизации получили возможность сбивать воздушные цели на скорости боевой машины до 40 км/ч. Кроме того стали самостоятельно контролировать воздушное пространство благодаря системе опознавания «свой-чужой».

В 2016-м новый «Тор-М2» получил 16 ракет с дальностью поражения 16 км на высотах от 10 м. до 12 км. А модернизированная РЛС стала способна читать любые цели (даже «стелсы») на расстоянии до 32 км.

Новые технологии позволили «Тору» эффективно противостоять массовому налету вражеской авиации, массированным ракетным ударам, бороться с роями БПЛА.

В начале 2020-х на боевое дежурство заступил арктический вариант «Тор-М2ДТ» на базе двухзвенного гусеничного вездехода ДТ-30ПМ «Витязь». Машина, благодаря низкому удельному давлению на грунт, способна передвигаться в условиях полного бездорожья и условиях Крайнего Севера.

В это же время появилась еще одна модификация - «Тор-М2КМ» - автономный боевой модуль, который может быть размещен на любом объекте или носителе: на шасси подходящей грузоподъемности, крыше здания, железнодорожной платформе и даже палубе корабля.

ЗРК «Тор» продолжают совершенствоваться.

В ходе СВО, в феврале 2023-го, конструкторы «Купола» оперативно доработали комплекс, научив перехватывать снаряды реактивных систем залпового огня HIMARS.

Наконец, в марте текущего года, гендиректор ИЭМЗ «Купол» Фанил Зиятдинов рассказал, что дальнейшая модернизация «Тор-М2» позволит поражать воздушные цели, которые пока только находятся в разработке западных стран.

Кроме того, технические решения существенно повысят характеристики ЗРК по обнаружению малоразмерных целей, а дальнейшая автоматизация работы комплекса обеспечит выполнение задач практически без участия оператора. Ему останется только нажимать на кнопку «пуск», а все остальное «Тор» сделает сам.

 

Полная версия