Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Первый совместный концерт Александра Рудина в качестве художественного руководителя РНО и возглавляемого им симфонического коллектива

28 января, 19.00

Московский концертный зал «Зарядье»

Черепнин. «Принцесса Греза», прелюдия, ор.4

Мясковский. Концерт для виолончели с оркестром до минор

Солист – Александр Рудин

Стравинский. Симфония в трёх частях, К073

Лядов. «Восемь русских народных песен», обработка для оркестра, ор.58

Дирижер — Александр Рудин

Первый совместный концерт Александра Рудина в качестве художественного руководителя РНО и  возглавляемого им симфонического коллектива состоится в Московском концертном зале «Зарядье» 28 января. В этот вечер народный артист России, всемирно известный виолончелист и дирижер Александр Рудин предстанет перед публикой в двух своих творческих ипостасях – как солист и как дирижер.

Программу знакового выступления составили сочинения русских композиторов конца XIX –  первой половины XX веков: Черепнина, Мясковского, Лядова и Стравинского. Концептуально выбранные сочинения выстраиваются в симметричную временную арку от опуса, созданного в самом конце XIX столетия и ярко отражающего связь с русской музыкальной традицией классического периода (Черепнин) к «военной» музыке середины XX столетия, отразившей мироощущение авторов, живших в разных странах – Мясковского и Стравинского. Окончание же программы возвращает слушателя в начало XX века  – к национальным корням и народному творчеству, ставшим одним из источников вдохновения для Чайковского, Рахманинова, композиторов «Могучей кучки» и их последователей.  

В первом отделении прозвучит оркестровая прелюдия «Принцесса Греза» Николая Черепнина – участника объединения «Мир искусства», первого композитора, к которому обратился знаменитый антрепренер Сергей Дягилев, начиная проект «Русские сезоны». Прелюдия «Принцесса Греза» относится к ранним произведениям автора (1896 год). Созданная во время учебы в консерватории, она, по оценке самого композитора, стала первой партитурой «серьезно задуманной и детально разработанной, вполне исправной и не лишенной в пределах задания, известной силы и колорита». Также в первом отделении прозвучит знаменитый Концерт для виолончели Николая Мясковского – одна из «жемчужин» виолончельного репертуара, созданных в прошлом столетии (1944 год). По контрасту с ученической прелюдией Черепнина Концерт относится к зрелым опусам Мясковского, близким по духу к его масштабным драматическим симфониям. Осуществленная Александром Рудиным запись Концерта получила ряд престижных международных наград, а его трактовка была признана музыкальными критиками разных стран эталонной.

Второе отделение откроет «Симфония в трех частях» Игоря Стравинского, созданная практически в тот же временной период, что и виолончельный концерт, сразу после окончания второй мировой войны. Симфония не имеет программы, однако Стравинский не скрывал, что в сочинении нашли отражение военные коллизии и желание их осмыслить: «Возможно, что впечатления нашей тяжелой жизни с ее стремительно меняющимися событиями, с ее отчаянием и надеждой, с ее беспрерывными мучениями, крайним напряжением и, наконец, некоторым просветлением, оставили след в этой симфонии».

Завершат вечер «Восемь русских народных песен» Анатолия Лядова. Под таким названием в 1906 году появился цикл симфонических миниатюр, в том числе самые знаменитые: «Кикимора», «Баба Яга», «Волшебное озеро». В своих миниатюрах Лядов использовал подлинные народные напевы – эпические, лирические, плясовые, обрядовые, выступив тем самым последователем и продолжателем традиций композиторов «Могучей кучки».

Полная версия