25 сентября в Кафедральном соборе свв. Петра и Павла пройдет концерт «BASSO OSTINATO: чаконы, фолии и пассакалии трёх столетий».
Это новая программа органистов Маргариты Еськиной (орган, клавесин-оттавино) и Сергея Полтавского (альт, виоль д’Амур). В этот вечер гости услышат музыку трех жанров, которые появились в Испании около 500 лет назад и были подвижными танцами: чакона и фолия – карнавальными танцами с кастаньетами, а пассакалью исполняли под гитару, провожая гостей с праздника. За сотню лет чакона и пассакалия распространились по Европе и изменились до неузнаваемости, растеряв прежнюю легкомысленность, – для Баха и его современников это были самые важные, серьезные и сложные формы полифонической музыки. Фолия, чье название переводится как «безрассудство», изменилась меньше и сохранила свое главное качество: запоминающийся гармонический оборот, повторяясь множество раз, он буквально гипнотизирует – на многие века он стал музыкальным олицетворением «одержимости». В этих жанрах творили Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Антонио Вивальди, Дмитрий Шостакович и многие другие известные композиторы.
Название концерта - Basso ostinato - буквально переводится как «упорный бас», повторяющаяся мелодия в нижнем голосе. Музыканты очень полюбили этот незатейливый, на первый взгляд, прием. С одной стороны, он дает возможность проявить фантазию и мастерство, ведь каждый раз надо придумывать поверх баса новый рисунок верхних голосов. С другой стороны, постоянная повторяемость оказывает гипнотическое воздействие, как на слушателей, так и на самих исполнителей.
25 сентября шедеврами разных эпох и стран, написанными на остинатный бас, будут завораживать органистка Маргарита Еськина и альтист Сергей Полтавский. Знатоки старинной музыки, они играют не только на хорошо знакомых всем инструментах. Помимо большого исторического органа собора и альта гости концерта услышат клавесин-оттавино и барочную виоль д’Амур – виолу любви.
В программе:
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Прелюдия, фуга и чакона до мажор для органа
Антонио Вивальди (1678–1741)
Концерт соль минор, RV 156
Йозеф Райнбергер (1839–1901)
Интродукция и пассакалия из Органной сонаты ми минор
Джироламо Фрескобальди (1583–1643)
Cento Partite sopra Passacagli
Генрих Игнац фон Бибер (1644–1704)
Пассакалия
Иоганн Пахельбель (1653—1706)
Чакона фа мажор
Макс Регер (1873–1916)
Интродукция и пассакалия ре минор
Арканджело Корелли (1653–1713)
Фолия
Начало концерта в 21:00
Билеты на сайте