Будущее медицины – цифровизация. Не все увидят результат.
Будущее медицины – цифровизация. Не все увидят результат.
27-28 мая в Санкт-Петербурге состоялся IV Телемедфорум, на котором собрались ключевые спикеры по теме цифровизации медицины. Форум шел практически без перерывов, так много было актуального контента, поэтому отчитываться будем по мере обработки отснятой и расшифрованной информации. Наш первый пресс-релиз посвящен пленарной сессии «Будущее медицины. Близко…». Ценность диалога между организаторами здравоохранения, представителями власти и предпринимателями в том, что разночтений по поводу оценки качества цифровизации и этапа, на котором находится Россия нет. Мы в самом начале пути и старт, прямо скажем, энергичным не получился.
И если пациентов констатация этого факта может ввергнуть в уныние, то похоже, что остальным участникам процесса в принципе не плохо: чиновники возглавляют изменения и впереди еще длинный путь, у медицинских учреждений есть бюджетные деньги, у стартапов есть институты развития, у частных медицинских сервисов есть пациентская аудитория, которой пока в бесплатном формате предлагается крайне мало технологических новшеств. Не до конца понятно, как эти не собранные в единый механизм части системы должна выдать результат в виде снижения смертности и инвалидизации, но прекрасно то, что они у нас уже есть.
Пленарная сессия, модерировал которую Геннадий Орлов, заместитель генерального директора по цифровому развитию Северо-Западного окружного научно-клинического центра им. Л.Г. Соколова ФМБА России, еще несколько лет назад объявивший, что применительно к медицине будущее уже наступило, имея ввиду инновации по всем направлениям в здравоохранении, собрала спикеров, которые в целом крайне оптимистично настроены по поводу уже ближайшего будущего. Понимают проблемы, традиционно ругают законодательство и темп, не очень довольны результатами, но благодарны друг другу и пандемийной стимуляции. По их мнению, цифровизация неизбежна хотя бы потому, что первый этап из семи, с небольшой натяжкой уже миновал и обратной дороги нет. Геннадий Орлов предложил оценить текущую ситуацию, поставить цель и понять, как двигаться к ней. «Меня мои учителя учили двигаться именно так», отметил Орлов явно рассчитывая, что он находится среди единомышленников.
Однако цели даже у участников одного мероприятия могут быть разными. Так, например, у заместителя председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговли Алексея Яковлева цель ясна, как солнечное питерское утро – нужно развивать российскую производственную базу, лучше, конечно, концентрируясь в Санкт-Петербурге. «Самое главное, это time-to-market: новые разработки, которые можно быстро в цифре испытать, проверить и, в случае необходимости, оперативно выводить их на рынок. Собственно говоря, этим у нас уже занимается наш политехнический университет, и он работает не только для российского рынка, а среди его клиентов и BMW, и Mercedes, и Boeing». И этот полезный опыт комитет по промышленности готов транслировать и на здравоохранение, в правительстве разрабатываются новые программы поддержки цифровизации промышленности и очевидно, что прежде всего будут востребованы социально-ориентированные темы, на которые власти денег экономить не планируют. «На что мы готовы ради цифровизации? На все деньги!», убедительно восклицает Яковлев.
В свою очередь директор технопарка Ленполиграфмаш Даниил Старковский тоже очень заинтересован поддержать тренд тем, что у него есть – инфраструктурой. Очевидно, что управляющий технопарка заинтересован в появлении на его территории инновационных проектов, молодых и талантливых людей и готов соединять деньги, новые технологии и производственные мощности своими руками. Несмотря на то, что еще одна движущая сила трансформации – врачебное сообщество, о которой ни Яковлев, ни Старковский закономерно не упомянули, по-прежнему является серьезным тормозом процесса цифровизации, такая готовность делиться ресурсами говорит о многом, в первую очередь о том, что государство не хочет пропустить отраслевой рывок.
А вот главный специалист по информатизации здравоохранения Санкт-Петербургского МИАЦ Евгений Коган, который собственными глазами следит за оцифровкой результатов внедрения различных медицинских сервисов на уровне города, явно уже не просто видит цель и путь к ней, а точно знает как не надо делать, то есть трезво оценивает перспективы тех или иных стимулирующих мероприятий и критериев оценки их эффективности. По его мнению, если бы не было пандемии, то не очевидна была бы наша цифровая незрелость, потому что в отчетах все президентские задачи выполняются. И неожиданно предложил сделать главным критерием цифровизации реальное использование сервисов. Не очень понятно зачем это нужно МИАЦу Санкт-Петербурга и самому Когану, но предложение прямо скажем революционное, потому что пока в государственном сегменте эти цифры таковы, что и на первую стадию цифровизации не тянет. Сегодня запросов к собранной в одном месте информации о пациенте со стороны врачей всего 3 тыс. в месяц, при 4,2 млн обращений пациентов в систему городского здравоохранения в год. Учитывая, что преемственность лечения невозможна без полной картины по всем анализам, исследованиям и назначениям других врачей, можно сказать, что это фактически отказ врачей и от интегративного лечения, и от цифровизации.
Ну а пациентам деваться некуда, они вынуждены все больше ответственности брать на себя. Интенсивность регистрации личных кабинетов пациента на портале gorzdrav.spb.ru и заходов на портал увеличилась в 6 раз и сегодня уже существует 700 тыс. учетных записей, где накапливается информация о состоянии здоровья человека. О том, что это не фиктивные цифры говорит растущее количество жалоб пациентов на неправильную информацию. И именно это, по мнению Когана, говорит о позитивном процессе, и именно такую информацию нужно собирать по разным разделам сферы здравоохранения и предоставлять её в комитет по здравоохранению города. В целом понятна боль технологической платформы, на которой город строит систему государственной медпомощи, ее разработчикам нужна реальная работа пользователей, ключевые из которых врачи и пациенты, так называемый боевой режим тестирования. Другим способом довести программный продукт до окончательной готовности невозможно. Эта проблема есть не только у МИАЦ, очень низкая активность в государственных ЛПУ всех уровней: в федеральных центрах телемедицина существует не на бумаге, но при этом является дополнительной и низкооплачиваемой нагрузкой на врачей, а в региональных больницах про нее мало где слышали.
И даже перенять опыт у более успешных частных сервисов, таких как участвующие в пленарке Сбер.Здоровье и Med.me не получается, хотя некоторые этапы ими давно пройдены, а нужные продукты протестированы и готовы к промышленной эксплуатации. Так директор по развитию Сбер.Здоровье Дмитрий Домарев отметил, что с прошлого года компания стала активно предлагать государственным клиникам стек своих решений. Цифрами об успешности внедрений Дмитрий не поделился, но очевидно, что процесс идет не быстро. Основатель Med.me Александр Наследников считает, что ускорить его должна созданная для всех ЛПУ игроками рынка возможность объединиться в единый цифровой контур с помощью специальной инфраструктуры, частью которой является его компания. Беспрепятственная передача медицинских данных по защищенным каналам, отсутствие барьеров для телемедицинских консультаций и простые интерфейсы для основных пользователей – это необходимые для рывка условия.
Разными словами участники рынка говорят об одном и том же уже не первый год. И поезд медленно, но набирает ход, как минимум в частном сегменте медицины, которая поголовно автоматизирует свои процессы, считает unit-экономику, и проводит удаленные консультации, в том числе и с зарубежными специалистами. Есть успешный опыт не просто проведения консилиумов с западными врачами, но и привлечение в российскую юрисдикцию международных клиник. Максим Шаманский советник Международного Медицинского Кластера, который занимается этим, верит, что у медицинского туризма в Россию большое будущее, чтобы попасть туда, по его мнению, важно создать международные высококвалифицированные команды, в которых будут врачи разных школ, программисты-волшебники, тогда границы останутся только на картах.
Подвел итог сессии на мажорной ноте руководитель акселерации Сколково Сергей Воинов, которому по долгу службы необходимо вселять уверенность в прекрасном будущем во всех участников процесса. Потому что на этом этапе развития рынка большинство решений принимается исключительно на вере. Сам он искренне верит в то, в сегодняшней парадигме технологического развития, отрасль примерно там, где были компьютерные технологии в конце семидесятых - начале восьмидесятых. «Уже были крупные бренды уже были IBM и Hewlett-Packard, такие столпы, которых казалось бы сдвинуть нельзя. Google потратил чуть больше 20 лет, чтобы получить капитализацию 1 триллион долларов. Именно таких компаний ждут биотех и медтех. Да, появится компания, которая заберёт условно устойчивое лекарство от рака, и потратит не 20 лет, а примерно 5-7 лет, чтобы получить капитализацию триллион долларов и таких компаний будет немало», уверен Сергей Воинов.
Организаторы Телемедфорума надеются дожить до этой прекрасной поры и своими глазами увидеть будущее медицины, ведь оно совсем рядом.
Организаторы Телемедорума:
Международный медицинский кластер;
Проект «Найди Своего Доктора».
Партнеры Телемедфорума:
Центр диагностики и хирургии заднего отдела глаза
Контакты оргкомитета:
Васильева Елена +7 981 844 67 97, org@telemedforum.ru