VII Международный Рождественский фестиваль духовной музыки «Адвент»
13 декабря / воскресенье, 19:00
Фонд «Коллегиум Музикум» представляет: 13 декабря в рамках VII Международного Рождественского фестиваля духовной музыки «Адвент» в соборе Святых Петра и Павла пройдет Органный концерт «Бах-гала».
В один вечер три выдающихся органиста разных поколений будут исполнять на историческом органе собора музыку немецкого мастера. На прошлых фестивалях этот формат завоевал огромный успех, и в этом году молодой российский солист, лауреат ряда престижных конкурсов Иван Царёв, испанский органист Даниэль Сальвадор и мэтр отечественной органной школы, заслуженный артист России Александр Фисейский подготовили программы, которые позволят услышать орган во всем его блеске. Все трое органистов — виртуозы, и слушателей ждет марафон самых эффектных произведений Баха.
Иван Царёв — один из самых ярких молодых органистов нашей страны. За прошедший год он трижды поднимался на пьедестал крупнейших отечественных конкурсов, в том числе III Всероссийского музыкального конкурса по специальности «орган» (Москва). Для выступления он выбрал блистательный цикл Баха Токката, Адажио и Фуга до мажор, а также сочинение Шарля-Мари Видора из цикла «Bach's Memento».
Даниэль Сальвадор, занимающий престижный пост титулярного органиста Папской Базилики Св. Михаила в Мадриде, исполнит два контрастных минорных цикла Баха. Фантазия и фуга ля минор (BWV 561) — редко звучащее сочинение, младший «собрат» известной Прелюдии и фуги ля минор BWV 543. Авторство опуса долго подвергалось сомнению, он был опубликовал лишь спустя 130 лет после смерти Баха. Его уникальность состоит в удивительном сочетании разных стилевых элементов — от строгой архаики до эффектных приемов в стиле виртуозных концертов Вивальди; при этом звучание в изысканной регистровке обретает едва ли не космический характер. В противоположность неземной легкости этого цикла, Фантазия и фуга соль минор носит остро драматический характер и является редким для Баха примером автобиографического сочинения: Фантазия, построенная на контрасте отчаянных возгласов и тихой мольбы написана как непосредственный отклик на смерть первой жены.
Последним место за органом займет заслуженный артист России, профессор Академии музыки имени Гнесиных Александр Фисейский. Это один из самых авторитетных и уважаемых органистов и интерпретаторов музыки Баха не только в нашей стране, но и в мире. Сочинения немецкого мастера всегда занимали особое место в творчестве Фисейского. Он не раз исполнял цикл всех его органных произведений в России и за рубежом, причем в Дюссельдорфе Фисейский исполнил этот цикл в течение одного дня: музыкант провел за органом практически без перерыва 19 часов — с 6.30 утра до 1.30 ночи следующего дня! 13 декабря он исполнит органные обработки рождественских хоралов, раннюю Прелюдию соль мажор и Токкату и фугу ре минор — произведение, который каждый мечтает хоть раз услышать в потрясающей атмосфере собора.
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750)
Токката, адажио и фуга до мажор, BWV 564
Шарль-Мари Видор (1844 – 1837)
«Mattheus final» из цикла «Bach's Memento»
Исполняет Иван Царёв
Иоганн Себастьян Бах
Фантазия и фуга ля минор, BWV 561
Фантазия и фуга соль минор, BWV 542
Исполняет Даниэль Сальвадор
Прелюдия соль мажор, BWV 568
Шесть рождественских хоральных прелюдий из «Органной книжечки»
Nun komm’, der Heiden Heiland, BWV 599
Herr Christ, der ein’ge Gottes-Sohn, BWV 601
Puer natus in Bethlehem, BWV 603
Lobt Gott, ihr Christen, allzugleich, BWV 609
Jesu, meine Freude, BWV 610
Wir Christenleut’, BWV 612
Токката и фуга ре минор, BWV 565
Исполняет Александр Фисейский