С 24 по 28 октября в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске пройдут показы трех культовых фильмов ужасов, с течением времени не потерявших ни силы, ни актуальности.
В преддверии Хэллоуина на больших экранах «Суспирия» Дарио Ардженто, «Изгоняющий дьявола» Уильяма Фридкина и «Ребенок Розмари» Романа Полански.
Все фильмы будут показаны в оригинале (английский язык) с русскими субтитрами.
Фильмы представят
в Москве — киновед Станислав Ф. Ростоцкий
в Петербурге — фильм «Суспирия» представит киновед и автор книги «Формулы страха» Дмитрий Комм, остальные — кинокритик и киновед Михаил Трофименков
в Новосибирске — программный директор к/т «Победа» Максим Селезнёв
Ужасы в кино — жанр, с одной стороны, наиболее понятный, с другой — наиболее сложный и разнообразный. Используя известные и неизменные мотивы и сюжетные схемы, — паранойя, одержимость, галлюцинации и видения, убийства и преследования, — и манипулируя нашим страхом, мастера хоррора заставляют зрителя десятилетиями переживать острое удовольствие от собственной безопасности в залах кинотеатра.
Юная американка Сюзи поступает в закрытую балетную школу-пансион во Фрайбурге. Там по ночам в спальнях слышно чье-то громкое хриплое дыхание, коридоры меняют свое направление, и главное — происходят жестокие убийства, тайну которых тщательно оберегают молчаливые смотрительницы и доктора. Сюжет фильма основан на реальной истории жены Ардженто Дарио Николди, чья бабушка в пятнадцать лет сбежала из частной музыкальной школы, где помимо игры на фортепиано учеников знакомили с законами черной магии.
Джалло от Ардженто — это отдельный жанр фильмов ужасов, где сюрреализм, свойственный европейской традиции хорроров, соединяется с детективной интригой. Здесь зрителя буквально заставляют почувствовать себя убийцей, а преступление превращается в нарочито театральное, визуально совершенное эротическое переживание. Ардженто — один из примеров «авторского» отношения к фильму ужасов, и завораживающе прекрасная страшная сказка — «Суспирия», — жемчужина его творчества и всей мировой истории фильмов ужасов.
Крис МакНил, успешная актриса, замечает, что с ее 12-летней дочерью Риган что-то не так. Ее преследуют странные приступы, во время которых девочка говорит мужским голосом, становится злобной и агрессивной. После полного осмотра врачи не находят никаких аномалий, но девочке становится все хуже и хуже. Тогда Крис решает обратиться к священнику, готовому провести обряд экзорцизма.
Даже спустя 45 лет, выдержав пытку пародиями, богословскими дебатами и другими видами анализа, мощный дебют Фридкина сохраняет свою силу и заставляет зрителя замереть от страха и благоговения. Фильм снят по мотивам романа Уильяма Питера Блэтти, который отталкивался от реального случая экзорцизма 14-летнего мальчика по имени Роланд Доу. И роман, и фильм укореняют мистическую проблему в повседневной нормальности современного счастливого семейства. Фридкин, повторив трюк «Французского связного», вытаскивает ритм и саспенс из ежедневной рутины, оставаясь в рамках реалистичного кино. Фильм был номинирован на десять премий «Оскар», включая номинацию за лучший фильм года, и получил две из них.
Розмари и Гай Вудхаузы переезжают в новую квартиру на Манхэттене и знакомятся со своими новыми соседями — пожилой парой по фамилии Кастевет. На первый взгляд, они кажутся очень заботливыми и милыми, но скоро их забота переходит в навязчивость. Девушку преследуют пугающие видения и подозрения, жуткие сны и необычные боли. Через некоторое время она узнает, что беременна, но радость от этой новости быстро испаряется вместе с уверенностью в собственной безопасности.
«Ребенок Розмари» был первым фильмом режиссера, снятым в США. В его основе лежит одноименный роман Айры Левина. Великолепная операторская работа, блистательная игра тогда еще никому не известной Мии Фэрроу и будоражащая кровь музыка Кшиштофа Комеды заставляют прочувствовать холодящее напряжение и тревогу с первых минут фильма. «Ребенок Розмари» занимает 9 место в списке 100 самых остросюжетных американских фильмов за 100 лет по версии AFI.