В 2017 году РАЭК совместно с международным исследовательским агентством OC&C Consulting при поддержке Google и ряда игроков Рунета был реализован исследовательский проект "Мобильная Экономика России 2017”.
Исследование позиционируется как часть международного исследования и часть ежегодного отраслевого исследования "Цифровая Экономика / Экономика Рунета 2017".
Напомним, что первые результаты исследования были представлены в ходе РИФ+КИБ 2017.
Сегодня РАЭК готова представить подробные результаты исследования.
Основные положения
Вклад мобильной экономики (а точнее экономики на основе мобильного интернета) в работу предприятий и жизнь потребителей огромен, и в настоящем отчете представлен комплексный обзор экономики, объединенной с мобильными технологиями, для составления исчерпывающей картины и оценки ситуации. Методология, основанная на использовании сбалансированного подхода, ориентированного на данные, позволяет связать воедино все важные элементы всей инфраструктуры мобильного интернета, а не отдельные ее части (например, только предприятия или факторы высоко уровня) с целью оценки их преимуществ и потенциала для любого рынка.
В совокупности российский сектор мобильных технологий мог бы войти в ТОП-80 стран мира по объему ВВП, опередив всю суммарную экономику таких стран, как Белоруссия, Литва и Азербайджан.
Мобильная экономика уже является 11 по размеру экономической активностью в России, конкурируя по этому показателю со сферой сельского хозяйства.
“С увеличением количества пользователей смартфонов или планшетов и территории охвата сотового покрытия в стране степень воздействия мобильных технологий на ВВП, естественно, будет расти. В 2016 году прямой вклад мобильной экономики в ВВП составил 1,72% от общего объема ВВП России. В эту цифру входят виды деятельности, основой которых является мобильный телефон, например, производство и продажа устройств и оборудования, расходы на использование мобильных телефонов, инвестиции в инфраструктуру, мобильные приложения и их разработка, мобильная коммерция и мобильная реклама. Ожидается, что будущий рост будет связан с изменением баланса от расходов на традиционное использование мобильных устройств и инфраструктуры в сторону более передовых областей. Нас ожидает увеличение прибыли от элементов семейства контента в данном секторе, в особенности от мобильной коммерции, контента и рекламы, а также разработчиков приложений. Это отражает смену сферы влияния мобильного телефона от устройства, используемого исключительно в целях коммуникации, к чему-то более масштабному”, – комментирует главный аналитик РАЭК Карен Казарян.
Каждая организация, являющаяся активным участником мобильной экономики, предоставляет сферу деятельности бесчисленным поставщикам и сервисным компаниям. Не столь важно, идет ли речь о поставщиках компонентов для производства устройств, клининговых компаниях или функциях управления персоналом сторонней организации для разработчиков приложений, положительное воздействие мобильной экономики распространяется далеко за пределы сферы деятельности тех фирм, которые изначально преимущественно занимались мобильными технологиями. Такое косвенное воздействие составило 1,53% от объема ВВП в 2016 году, что эквивалентно 1 303 миллиардам рублей.
В общей сложности непосредственный и косвенный вклад мобильной экономики составляет 3,80% общего объема ВВП России. C помощью мобильной экономики было создано примерно 1,2 миллиона рабочих мест в 2016 году, что составляет 1,6% общей занятости в России.
«Любопытный прорыв сделала мобильная сфера. Сегодня мы можем говорить влиянии мобильной экономики на экономики страны в целом. Особенно хочу отметить вопросы количества рабочих мест, которые создаёт мобильная экономика. Мы понимаем, что речь идёт о молодой аудитории. Нужно понимать, что это и есть те самые социальные лифты в сфере цифровой экономики, где молодые люди могли бы найти себе применение. Также хочется отметить, что востребованность в ИТ- специалистах, особенно в регионах нашей страны, очень большая. Ещё одна очевидная причина для развития мобильной экономики - это развитие широкополосного интернета, улучшение качества связи. Очевидно, что доля мобильной экономики будет расти, люди будут переходить на мобильные средства связи с десктопов», - комментирует Леонид Левин, председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи.
Население России — молодое и динамическое, 45% из которого — люди младше 35 лет. Степень проникновения абонентов мобильной связи составляет 178%, что создает множество возможностей для рынка, охватывающего 146 миллионов человек. Владельцы смартфонов в России являются одними из самых заинтересованных потребителей, активно использующих услуги магазинов приложений и социальных сетей.
Более того, российский рынок также соответствует трем основным критериям дальнейшего расширения использования мобильного интернета:
- Выгодная стоимость подключения/использования мобильной сети, включая передачу данных.
- Предложение смартфонов по более доступным ценам и интерес клиентов к ним растут, повышая, таким образом, степень проникновения смартфонов на рынок.
- Несмотря на то, что необходимо дальнейшее расширение мобильного сотового покрытия, отмечается высокая скорость широкополосного доступа в интернет через мобильную сеть.
С быстрым развитием сферы разработки приложений и переходом к мобильной коммерции мобильная экономика уже находится на пути увеличения сферы своего влияния в России и продолжает влиять на все направления деятельности по всему миру. Укрепление системы образования и продвижение смежных IT- областей для поддержания необходимого (и местного) количества IT-специалистов являются приоритетными направлениями деятельности на протяжении следующего десятилетия. Сотрудничая со всеми заинтересованными сторонами, Россия может беспрепятственно стать восточной силиконовой долиной”, – отмечает директор РАЭК Сергей Плуготаренко.
Условия для внедрения мобильного интернета в России
В России существует множество благоприятных условий для развития мобильной экономики с большой сферой влияния, которые помогут стране увеличить темпы роста и в перспективе приблизиться к уровню своих мировых партнеров.
Данные условия могут быть сформулированы следующим образом:
1. Молодое, заинтересованное население, подключенное к сети: Население является благоприятным условием для развития мобильной экономики, а российские пользователи — одними из самых заинтересованных владельцев смартфонов в мире.
2. Широкие возможности подключения по доступной цене: В России установлены благоприятные цены для развития мобильных коммуникаций с точки зрения цен на пакетные и отдельные услуги передачи голосовых и SMS-сообщений. Расходы, связанные с передачей данных, также невысоки в номинальном выражении и с точки зрения доступности, что создает благоприятную обстановку для роста мобильной экономики. Кроме того, фиксированные цены на высокоскоростной интернет также являются одними из самых доступных среди стран с эталонными показателями.
3. Наличие доступного оборудования: Низкие и постоянно снижающиеся цены на смартфоны свидетельствуют о дальнейшем потенциальном росте сектора мобильных услуг.
4. Происходящий в настоящее время переход к мобильным технологиям:Объем мобильного трафика стремительно растет и замещает домашний.
5. Условия деятельности предпринимателей в сфере технологий: В России существуют стабильные условия деятельности предпринимателей в сфере технологий, с помощью которых поддерживается развитие и рост количества мобильных технологий.
Мобильная инфраструктура
Экономика на основе мобильного интернета, несмотря на свое важное значение, практически никогда не рассматривалась на рынке самостоятельно.
Основные выгоды, которые приобретает национальная экономика благодаря мобильным технологиям - это скорость создания компаний. С 2003 по 2016 количество времени, которое бизнес тратил на то, чтобы зарегистрироваться, в мире сократилось вдвое. Мы в Google ставим себе задачу сократить количество времени на регистрацию со смартфона до 5 минут. Марина Жунич, директор по взаимодействию с органами государственной власти Google Russia.
“Чтобы правильно оценить размер мобильной экономики, необходимо точно определить всю экономику на основе мобильного интернета; потому наше определение, включающее четыре уровня, является всеобъемлющим и выходит далеко за рамки списка известнейших мобильных компаний”, – комментирует Карен Казарян.
Уровни инфраструктуры мобильной экономики:
Уровень 1. Непосредственный вклад в ВВП, состоит из компаний, которые первыми приходят на ум, когда мы думаем о мобильной экономике. Эти компании выпускают устройства, обеспечивают подключение и контент для потребителей и предприятий. Уровень 2. Образует часть косвенного вклада в экономику и включает поставщиков и провайдеров услуг, которые обслуживают компании Уровня 1. Поставщики предоставляют сырье, которое приобретается и учитывается как себестоимость реализованной продукции компаний Уровня 1. Некоторые секторы данной группы существуют исключительно для обслуживания компаний Уровня 1, таким образом, поставщики находятся с ними в отношениях симбиоза; они в значительной степени зависят от присутствия и роста компаний Уровня 1 на рынке. Поставщики SIM-карт, производители запасных частей и т. д. — это лишь некоторые примеры таких компаний-поставщиков.
Уровень 3. Компании Уровня 3 составляют заключительную часть косвенного вклада экономики на основе мобильного интернета в экономику в целом (ВВП). В нее входит прибыль от улучшения функциональных показателей и дополнительная выручка малых и средних предприятий и крупных предприятий благодаря существо- ванию мобильных устройств.
Уровень 4. Уровень 4 посвящен «дополнительной выгоде для потребителя». Он определяется как все преимущества, полученные потребителями в связи с использованием мобильных устройств и возможностью их подключения к сети, за исключением общих расходов на содержание мобильного телефона, подключенного к сети.
Воздействие на ВВП
Такая инфраструктура, включающая 4 уровня, порождает экономику на основе мобильного интернета, что является существенным вкладом в общую экономику России. В будущем ее значение будет возрастать по сравнению с другими видами экономической деятельности, при этом ее воздействие на ВВП России будет увеличиваться.
“Мы ожидаем рост доли мобильной экономики в ВВП с 3,8% в 2016 году до 4,7% в 2021 году, включая воздействие всех вышеупомянутых уровней. Возможно, удивительным покажется тот факт, что большая часть роста будет исходить от косвенного вклада, т. е. от предприятий, которые были основаны, усовершенствованы или развились благодаря наличию мобильных технологии”, – комментирует директор РАЭК Сергей Плуготаренко.
В период с 2016 до 2021 года рост ВВП в более чем 7,5% произойдет только благодаря экономике на основе мобильного интернета.
Также, по мнению аналитиков РАЭК, ожидается, что экономика на основе мобильного интернета в 2016–2021 годах возрастет до 10,7%, достигнув 5 379 миллиардов рублей, в то время как рост ВВП в России, согласно анализу МВФ, составит 6,0%.
Дальнейшие перспективы – темпы неограниченного роста
Более быстрое развитие мобильной экономики должно быть приоритетом. По мере увеличения ее общего вклада в ВВП в эту индустрию будет приходить все больше работников. Это станет большим плюсом для российского рынка труда.
Существует ряд аспектов, на которые государство могло бы обратить внимание, чтобы максимизировать дальнейший рост. Итак, по мнению РАЭК и OC&C Consulting, сегодня следует выделять несколько потенциальных драйверов развития мобильной экономики России:
- Наличие талантливых кадров
- Процветающая технологически обеспеченная среда
- Привлечение квалифицированных кадров и иностранных компаний
- Локализация и ведущие местные предприятия
- Международное влияние
- Изменение существующей ситуации
- Поддержка правительства
“У России есть огромный потенциал стать мировым лидером в области мобильных технологий. Скоро она может перестать быть страной, развитие которой зависит исключительно от нефте- и газодобывающих секторов. Россия, в отличие от других стран, обладает резервом ценных кадров, который постепенно превращает ее в центр квалифицированного труда и интеллектуальной собственности. В России предприниматели играют все более важную роль в экономике и повышении уровня занятости. По мере продолжения взаимодействия потребителей с мобильной экономикой, масштаб рынка, доступного через мобильные устройства, будет расти. Для экономики, где все больше услуг и бизнес-моделей адаптируются для телефона, могут быть созданы благоприятные условия, Так как количество функций мобильных устройств увеличивается, потребители будут все чаще пользоваться своими смартфонами или планшетами, когда им что-то понадобится. Это только увеличит аудиторию потенциальных клиентов, делая переход на мобильные платформы еще более привлекательным для компаний и предпринимателей”, – резюмирует директор РАЭК Сергей Плуготаренко.
С подробными результатами исследования можно ознакомиться здесь http://mobile2017.raec.ru/assets/raec_a4_mobileeconomica_a4_preview.pdf
C материалами исследования можно ознакомиться по адресу: http://mobile2017.raec.ru/