Работающая молодежь в России: проблемы и перспективы
Молодежный рынок труда – своеобразный маркер рынка труда в целом.
С одной стороны, молодые сотрудники лучше воспринимают нововведения, готовы проявлять инициативу, они более мобильны и способны быстро обучаться. С другой, трудоустройство граждан в возрасте от 15 до 24 лет сопряжено для нанимателя с большими рисками и высокими затратами на адаптацию и обучение.
Наиболее востребованными областями деятельности среди представителей молодого поколения остаются IT-сфера, телекоммуникации, банковский сектор, маркетинг и продажи. Не менее популярны позиции сферы услуг – их рассматривают скорее как временный вариант трудоустройства (на лето или по вечерам, совмещая с учебой в вузе).
С развитием интернет-продаж возрос интерес молодых людей к открытию собственного дела. Этот тренд воодушевляет, ведь молодежь сама создает рабочие места и вносит вклад в экономику страны, вместо того, чтобы пополнить ряды безработных. Процент молодых людей среди предпринимателей России пока невелик – всего десятая доля от общего числа бизнесменов. Чтобы стимулировать этот сегмент, необходимы сплоченные усилия: например, в Ростове-на-Дону 2016 год объявлен «Годом молодежного предпринимательства». Это стало возможным во многом благодаря инициативе молодых деятелей.
Будущее нации
В России одной из наиболее ярких характеристик молодежного рынка труда является несоответствие ожиданий молодых людей действительности. При наличии минимального опыта работы (а иногда и вовсе без него) поколение миллениалов рассчитывает на высокооплачиваемые должности и быстрый вертикальный рост. И это не все требования, предъявляемые к вакансии: работа, по мнению молодежи, должна быть интересной и престижной, гарантировать яркие впечатления и полное отсутствие рутинных, монотонных задач. Разумеется, это общая картина: не все считают позиции ассистентов, курьеров или официантов «недостойными», однако в целом поиск подходящей работы усложняется.
Не способствуют улучшению ситуации и большинство работодателей, предпочитающих специалистов с опытом вчерашним выпускникам. Таким образом, бесценный потенциал молодого поколения растрачивается, - а его называют самым образованным за всю историю человечества.
Последние пару лет молодые специалисты наиболее востребованы в таких отраслях, как розничная торговля (около 18%), финансы (14%), IT-сфера (11%), услуги для бизнеса и населения (15%), СМИ и маркетинг (6%). В топе вакансий – офис-менеджер, торговые агенты, выполняющие задачи от консультации клиентов до постпродажного обслуживания, администратор и оператор колл-центра. По-прежнему актуальны стартовые позиции: ассистент или помощник рекрутера, секретарь, помощник менеджера и т.д.
Безработица среди молодежи
По данным Международной организации труда, люди в возрасте до 24 лет составляют половину (!) всех безработных мира. Уровень безработицы среди молодежи резко возрос в последнюю декаду, достигнув рекордной отметки в 88 миллионов человек. Антирейтинг частей света, в которых это явление приобретает угрожающие масштабы, выглядит так:
1) страны Ближнего Востока и Северная Африка – более 25%;
2) государства Африки, расположенные к югу от Сахары – 21%;
3) страны с переходной экономикой (в том числе Россия) – более 18%;
4) Латинская Америка и страны Карибского бассейна – 16%;
5) Юго-Восточная Азия – 16,4%.
Эксперты отмечают, что в периоды экономической нестабильности безработица среди молодежи растет быстрее, чем среди взрослых. В развивающихся странах, где живет 85% молодых людей мира, их шанс остаться безработными почти в 4 раза выше, чем у взрослой части населения. Для развитых стран разница составляет 2,3 раза.
По материалам сайта Джобсора.