Все за одного
Эксперты движения «Деловая Россия» предлагают единые тарифы для столичных такси. Какова выгода? И есть ли она? Комментирует директор компании «МАДИВ» Максим Халяпин.
Согласно букве закона, с начала осени 2011 года все таксомоторные компании и таксисты в РФ должны иметь специализированное разрешение на осуществление перевозок пассажиров и багажа. Для московских и областных таксистов этот документ будет действовать как на территории Москвы, так и Московской области. В тестовом режиме выдача данных разрешений началась ещё 15 июля. В полном же объема она производиться уже с 25 июля. По словам представителей столичного департамента транспорта, выдано уже более 9 тысяч лицензий. При этом мэр Москвы поручил сделать процесс их оформления максимально необременительным для таксистов, проводить работу максимально оперативно.
Но не успел закон «О такси» заработать в полную силу, как от различных служб и экспертов посыпались нововведения, идеи и предложения. Пожалуй, в последнее время каждый считает своим долгом внести небольшую лепту в организацию российского рынка таксомоторных услуг.
Так, сопредседатель общественного движения «Деловая Россия» Владимир Микеда выступил с инициативой ввести в Москве единые тарифы и номера телефонов для таксомоторных компаний и частных извозчиков.
"Нужны единые телефоны и единый тариф. Чтобы человек мог позвонить на фиксированный номер и получить машину в течение двух-трех-пяти минут" – заявил Микеда.
В то же время, сама инициатива выглядит туманно, точнее, её цель. Так, директор компании «МАДИВ» (http://madiv.ru), занимающейся разработкой технических средств и программного обеспечения для такси и ДС, Максим Халяпин полагает, что в данном решении мало смысла:
«Думаю, это глупость. Скорее всего, кто-то просто хочет заработать на этом денег. И никто не думает, как это скажется на конкуренции. Проще говоря, выходит какая-то монополия. Ведь тот, кому принадлежит номер, сможет cливать заказы тем, кто больше заплатит. Да и потом, что значит единый тариф? Ведь во всех такси разные водители, услуги и, соответственно, цены. А от этих факторов в свою очередь зависит и отношение к клиенту, и оперативность работы диспетчерской службы. Наконец, в одной фирме пассажиру могут дать скидку, как постоянному клиенту, а в другой - не давать скидок вообще.»
И действительно, если единый телефонный номер ещё можно как-то оправдать, то единые тарифы – прямое нарушение закона «О защите конкуренции». Куда же глядят «эксперты» «Деловой России»?
В свою очередь мэр Москвы Сергей Собянин, активно взялся за решение транспортных проблем, решив навести порядок и в работе такси. Во-первых, ввести обязательную аттестацию водителей. Во-вторых, сформировать единый реестр официальных столичных такси, а также внедрить знак "Московское городское такси". Наконец, в очередной раз озаботиться проблемой городских стоянок. В результате была сформирована программа развития столичного транспорта на 2012-2016 годы, которая предусматривает увеличение количества столичных такси до двадцати тысяч. При этом напомним, что официально пока выдано лишь 9 тысяч лицензий. В то время как около сорока тысяч «бомбил» продолжают работать нелегально. У исполнительного директор Московского транспортного союза Юрия Свешников есть подозрения, что в ближайшем будущем ситуация не измениться:
«Для начала, чтобы получить разрешение, нелегалу необходимо стать ИП (индивидуальным предпринимателем), то есть поставить себя на учет в налоговую инспекцию и тем самым зарегистрироваться как налогоплательщик. Но ведь после этого придется платить налоги. Как раз это и останавливает бомбил.»
Потому, минимум до Нового года, пока не будут введены штрафы за отсутствие лицензии, «бомбилы» будут продолжать работать так, как привыкли. Тем более, как отмечает Максим – директор компании «МАДИВ» - технически нелегалы никак не отличаются от легальных таксистов:
«Когда мы работаем с клиентом, мы ведь не задумываемся о том, есть у него лицензия или нет. Это, в сущности, его проблема. Потому нельзя сказать, что сейчас легальные такси как-то отличаются в техническом плане от «бомбил». Возможно, лишь небольшие отличия. Например, далеко не у всех таксистов есть необходимые технические средства, чтобы проводить безналичные расчеты.»
Но все-таки, работать нелегально будет выгодно до тех пор, пока у официального таксиста не появится серьезных преимуществ перед «теневым» коллегой. Возможно ли добиться этого лишь законодательными мерами? Покажет время.