Известно, что e-commerce активно продолжает расти на развивающихся рынках Латинской Америки, Азии, и, безусловно - в бывших странах СНГ. К концу 2013 года около 40% населения нашей планеты будут использовать Интернет.
Российский онлайн-рынок один из интенсивно развивающихся наряду с такими странами, как Украина и Польша. Более того, распространение Интернета неминуемо ширится и углубляется по регионам страны.
По статистике 70% россиян ищут информацию в Сети, и всего лишь 18% — оформляют заказ в интернет-магазинах, плюс 14 % покупают онлайн софт. Почему же эти цифры настолько малы в сравнении с теми же поляками, да и вообще европейцами? Известная истина, что покупки в Интернете выгоднее, поскольку цены ниже, чем в традиционных магазинах, да и выбор шире. Также известно, что уровень жизни россиян не настолько высок, чтобы отказываться от экономии. Интернет-покупки могут неплохо помочь в разумном распределении семейного бюджета, так почему же практичные россияне все еще с опаской или неохотой используют Сеть для приобретения товаров?
Причин несколько.
Первая — откровенная невежественность в культуре онлайн-покупок, которая подкрепляется еще и ленью узнавать и осваивать что-то новое, плюс засилье стереотипов, которые успели сформироваться во время становления распространения интернет-коммерции. Среди этих стереотипов:интернет-магазины — сплошное мошенничество, сложность и риск оплаты через платежные системы, несоблюдение прав покупателя, если покупка у интернет-ритейлера.
Вторая — непродуманный интерфейс интернет-магазина, его неправильное позиционирование в Сети. Плохое юзабилити ресурса запутывает посетителя сайта, он не понимает, как ему оформить быстро и просто заказ, не видит нужной информации. Во втором случае — при нерациональной раскрутке — усложняется посиск магазина в Сети. Пользователь, возможно, хочет найти именно этот магазин с конкретной продукцией, но из-за неправильного продвижения сайта выдача поисковика относит его в самый конец списка, до которого пользователь не добирается.
Третья причина — слабая отечественная логистика у магазинов, косность подачи информации для пользователя, неразвитость интернет-сервисов, облегчающих поиск как для пользователей, так для продвижения онлайн-магазинов.
Четвертая — «эффект отложенной покупки» и виртуальность. Онлайн-магазины могут осуществить доставку немедленно, а могут через несколько часов или дней. Но в любом случае, такой формат торговли вызывает иную психологическую реакцию у покупателя: в обычном магазине он видит, щупает и получает товар в считанные минуты после оплаты. И счастлив обладанием. Многие россияне не могут и не хотят ждать, а некоторые вообще категоричны — перед покупкой им нужно подержать товар в руках или увидеть его воочию. Эта осторожность, увы, имеет корни национальные — русские уже научены обманом в офлайн-торговле, а потому с недоверием относятся к предоплате в любой форме.
Но те российские онлайн-покупатели, которые решаются стать онлайн-покупателями, условно делятся на два типа — тех, кто покупает спонтанно трендовые вещи, и тех, кто долго занят поиском товаров и услуг в Сети.
Последние обычно используют удобные специализированные агрегаторы товаров с функционалом сравнения цен и других характеристик. Aport.ru — один из таких ресурсов. Он удобен обеим категориям покупателей, так как широко охватывает товары разнообразных магазинов не только по всем регионам России, но и предлагает максимально комфортный дизайн поиска, подбора в сравнении товара. Простая логика сортировки искомых товаров по категориям, бренду, цене, соотношению цены и качества, а также по указанию региона или конкретного магазина делает этот ресурс универсальным помощником в онлайн-покупках.
Пользователь в считанные секунды может увидеть общую картину рынка по представленности товара, узнать детали о товаре или магазине по отзывам других покупателей, увидеть подборку аналогов с максимальным совпадением по указанным запросам. Кроме того, Апорт наглядно подсказывает, как сравнивать или как купить товар — на страницах есть панельки с подсказками. Ну, и разумеется, сам поиск тоже сопровождается смарт-подсказками, когда вводишь наименование. Поэтому освоить онлайн-шоппинг даже начинающему пользователю вместе с Апортом будет легче и продуктивнее. С другой стороны, покупатели самых новых моделей, появившихся на рынке, смогут без труда найти того поставщика, который предложит самую низкую цену на новинку или же особые условия доставки благодаря смарт-поиску Апорта.
Но общая тенденция — прибегать к онлайн-покупкам — все-таки растет. Пусть не так быстро, но развитие и востребованность таких категорий товаров, которые приобретают в Интернете, как одежда, обувь, детские товары, игрушки, аксессуары, рост использования платежных систем, рост интернет-магазинов и разнообразие сервисов, поиск товаров через прайс-агрегаторы говорит о том, что страх и мелкие препятствия преодолеваются потребителями, и здравый смысл побеждает: покупать в Интернете дешевле, вполне безопасно, удобно и интересно!.