На бирже идей «Текстдример» за первый месяц ее существования зарегистрировалось 36 тысяч участников.
Надо думать, что их число в дальнейшем вырастет в несколько раз, ведь этот ресурс дает возможность заработать недельную зарплату среднестатистического россиянина минут за пять. Примерно, столько времени уходит на то, чтобы набрать на компьютере и отправить заказчику свой вариант названия, слогана, концепцию сценария.
Как следствие, среднее количество вариантов по заказу достигает тысячи, а максимальное превысило две тысячи. Стимулирует активность участников и то, что, помимо вознаграждения победителю, авторы самых оригинальных идей часто получают поощрительные выплаты.
Руководство креатив-бюро «Текстдример» планирует, что с ростом числа участников количество предложений по заказу увеличится в 2–3 раза.
Разработка идей в таком формате привлекательна и для заказчиков, которые за небольшую плату могут получить столько вариантов, сколько не в состоянии предоставить ни одно рекламное или нейминговое агентство.
Конечно, это не первая попытка использовать коллективный разум для генерации идей. В русскоязычной Сети биржи идей появились еще в 90-х годах прошлого века. Многие вопросы, над которыми они тогда работали, сегодня кажутся смешными и нелепыми. Однако формат ресурсов оказался продуктивным. И хотя на данный момент проектов, позволяющих решать проблемы предприятия на условиях краудсорсинга, в Рунете всего 4–5, можно смело прогнозировать, что в течение ближайших лет их возникнет немало.
Сам термин «краудсорсинг» появился в 2006 году. Его авторами считают писателя Джеффа Хауи и Марка Робинсона, редактора журнала Wired, посвященного влиянию информационных технологий на нашу жизнь. Именно они нашли название для схемы, при которой вопросы предприятия решаются в Сети – с ориентацией на мнение интернет-пользователей.
Распространению краудсорсинга во многом способствовало развитие и удешевление компьютерных технологий. Интернет, который сейчас доступен 75% жителей Земли, позволяет получить быстрый отклик большого количества пользователей, и компании все чаще задействуют этот инструмент для сбора мнений.
Причем не только зарубежные. Сейчас такой принцип взаимодействия приобретает популярность и в РФ. Так, его применил «Сбербанк России», открыв в 2010 году «Биржу идей», где участники могут подать свое предложение по улучшению работы банка. По свидетельству руководства, этот ресурс принес отдачу в 7 миллиардов рублей.
Конкурсы на независимых биржах идей используют, если нужно придумать название, слоган, разработать сценарий рекламного ролика, дизайн упаковки, рекламного щита и даже нового товара. Среди своих клиентов биржи называют такие организации, как ОАО «Газпром», радиостанция ВВС и партия КПРФ.