Об аудите информатизации государственного сектора в России
Информатизация государственного сектора в современных условиях носит системный характер. Это характерно и для ведущих мировых лидеров (например, США, Евросоюз, Япония), и для быстро развивающихся стран (например, Китай, Бразилия, страны Ближнего Востока и Азии).
Россия занимает специфическое положение среди прочих стран в сфере информатизации. Это обусловлено обширным технологическим, научно-техническим и кадровым потенциалом, который Россия унаследовала от СССР. Специфика проявляется в уникальном сочетании явно устаревших информационных технологий с новейшими прорывными технологиями. Например, в России в ряде регионов до сих пор применяется телеграф. Одновременно в тех же регионах разработаны современные центры обработки данных для облачных вычислений и другие новейшие технологии. Такое смешение разнородных технологий приводит к множеству трудностей, возникающих на практике в процессе внедрения новых средств и систем на местах. Часто, устаревшая информационно-технологическая инфраструктура (например, каналы связи или площадки под серверное оборудование) не позволяют установить и настроить даже самые обычные современные средства и системы. Это выдвигает особые дополнительные требования к системе государственного управления России в сфере финансирования и контроля процессов информатизации.
Для улучшения ситуации в этой важной технологической сфере в системе государственного управления традиционно создаются специализированные экспертные организации. К таким организациям относятся разного рода информационно-аналитические центры, уполномоченные аудиторские компании, профессиональные и ведомственные комитеты. К сфере полномочий этих организаций относится разработка отраслевых концепций, программ, прогнозов, а также проектов нормативных и правовых документов. Эти центры также занимаются проведением согласований различных мероприятий между ведомствами и осуществлением экспертизы документов.
Практика функционирования подобных центров показывает, что они существенно повышают качество и эффективность процессов информатизации госсектора. Это достигается за счет выявления сильных и слабых сторон в сложных процессах и результатах информатизации. По итогам такого анализа осуществляется разработка экономически обоснованных управленческих решений.
Например, в случае проведения экспертизы крупного информационно-технологического госзаказа может быть выявлено завышение цены на 30%. При объеме государственной закупки 1 млрд. рублей экспертный центр обеспечивает бюджетную экономию в размере 300 млн. рублей. Это на порядок превышает расходы на годовое содержание самого экспертного центра.
Для успешного функционирования экспертный центр должен обладать условно постоянным штатом квалифицированных сотрудников, обеспечивающих по совокупности весь требуемый набор необходимых знаний. Такие знания лежат в разных предметных областях. К ним можно отнести технологию, юриспруденцию, экономику и управление и другие. Не обязательно, что бы все эксперты были штатными сотрудниками центра. Они могут работать как постоянно, так и по совместительству. Это существенно снижает издержки на их содержание, но сохраняет приемлемый уровень качества экспертизы. Центр экспертизы в любой момент может быть вовлечены в полномасштабный аудит информатизации государственных органов.
Таким образом, своевременный и достаточно полный аудит информатизации госсектора позволяет существенно укрепить систему государственного управления. Для решения этой задачи необходимо создавать и развивать информационно-технологические экспертные центры.