Как продать свой бизнес
На сегодняшний день в предпринимательской сфере один из самых популярныхвопросов – как продать свой бизнес. Чтобы весь процесс продажи прошел гладко,необходимо принять во внимание сложившиеся правила рынка купли-продажидействующих предприятий.
Продажа бизнеса по правилам рынка
На рынке готового бизнеса на сегодняшний день предложение превышает спрос. К тому же ежегодно число предпринимателей, решивших продать свое дело, возрастает примерно на 20-25 %, число же покупателей растет значительно более низкими темпами. Поэтому, чтобы быстро и выгодно продать свой бизнес, нужно суметь его правильно преподнести новым потенциальным владельцам. А для этого необходимо учесть следующее:
во-первых, сегодняшний рынок сконцентрирован на крупных специализированных платформах. Чтобы быстро найти покупателя для своего дела, продавцу следует разместить предложение на надежных сайтах с масштабным охватом потенциальной аудитории, вроде http://business-asset.ru/ – международной площадки для встреч всех участников сделки купли-продажи бизнеса;
во-вторых, еще до регистрации на платформах купли-продажи действующих предприятий важно предварительно позаботиться о составлении корректного описания предприятия (с правдивой информацией, преподнесенной с положительной стороны и правильно расставленными акцентами). Зачастую покупатель уже знает, чего он хочет от приобретаемого бизнеса, поэтому для выгодного завершения сделки нужно постараться показать ему желаемое;
в-третьих, при продаже обязательно нужно принять во внимание то, что, приобретая действующее предприятие, покупатель платит не за то, что оно представляет собой на сегодняшний день. Для него играет роль, насколько эффективно оно будет работать в течение ближайших лет и какую прибыль принесет. Это означает, свое привлекательное предложение следует подкрепить расписанной стратегией развития и бизнес-планом, которые продемонстрируют перспективы будущей работы и планируемые доходы;
в-четвертых, как и для любого товара, для бизнеса важна предпродажная подготовка. Прежде всего под этим понятием стоит понимать:
- приведение в порядок всей отчетности и пакетов бумаг;
- небольшую оптимизацию системы управления для создания более прозрачной и понятной общей картины деятельности и т.д.
И главное, стоит быть готовым к тому, что предпродажная подготовка потребует дополнительных финансовых вложений. Так, к примеру, нескольких тысяч вложенных долларов в итоге позволят увеличить стоимость продаваемого бизнеса на сотни тысяч;
в-пятых, важно также адекватно оценивать то, что на сегодняшний день наибольшим спросом на рынке купли-продажи действующих предприятий пользуется бизнес в сфере услуг и торговли:
- небольшие магазины;
- аптеки;
- стоматологические кабинеты;
- салоны красоты и парикмахерские;
- кафе и рестораны;
- гостиничные комплексы.
Это означает, что к продаже бизнеса из других сфер придется приложить двойные усилия по привлечению внимания покупателей. И стоит заранее быть готовым – вероятнее всего, процесс продажи займет продолжительный период времени.
Итого, чтобы скорее продать свой бизнеса, следует:
- воспользоваться услугами уже зарекомендовавших себя с наилучшей стороны специализированных платформ;
- правильно подготовить объявление, в котором будут представлены все выгоды предложения;
- предоставить покупателю проработанную стратегию развития предприятия и бизнес-план;
- провести предпродажную подготовку бизнеса;
- учесть сложившийся на рынке спрос и в соответствии с ним подготовить тактику продажи.
Организация процесса на основе указанных правил, выведенных в соответствии с актуальной ситуацией на рынке купли-продажи готового бизнеса, позволит не просто сгладить риски и ускорить продажу, но и поспособствует увеличению привлекательности предприятия в глазах потенциальных покупателей. В свою очередь благодаря этому можно будет полноправно повысить итоговую цену и провести сделку с максимальной выгодой для себя.