КАСАГО или чего ожидать от реформы автострахования?
Новый законопроект о реформе ОСАГО прошел лишь первое чтение, но уже успел снискать дурную славу. Участники страхового рынка нещадно критикуют идею объединения ОСАГО и каско, а также высказывают опасения относительно введения электронных полисов.
Бурная дискуссия вокруг нашумевшего законопроекта о реформе ОСАГО набирает обороты. В частности широкий резонанс получила инициатива депутатов Госдумы об объединении двух основных видов автострахования. Сразу несколько ведущих российских страховщиков выступили с резкой критикой идеи совмещения ОСАГО и каско в один универсальный полис.
Уже сейчас очевидно, что обсуждаемый законопроект в своем первоначальной редакции вряд ли будет принят. По мнению страховщиков, реализовать данную задумку в современных условиях технически невозможно. Кроме того, предложенный вариант порождает множество чисто практических вопросов:
- Как именно планируется провести объединение совершенно разных видов страхования? Напомним, по ОСАГО страхуется гражданская ответственность автовладельца перед другими водителями, а по каско – собственно транспортное средство.
- Будет ли объединенный полис обязательным для всех российских водителей, или же данная страховка станет расширенным аналогом каско?
Экономическая составляющая инициативы также выглядит неоднозначно. Добровольное страхование автомобиля стоит на порядок дороже «автогражданки» – достаточно зайти на любой калькулятор каско, чтобы проверить данное утверждение. Вот почему эксперты в один голос твердят, что объединение разных видов автострахования приведет к росту средней стоимости страховки.
Универсальный полис автострахования по цене будет намного ближе к каско, нежели к ОСАГО, в результате наименее состоятельные водители окажутся в крайне уязвимом положении. В частности многие владельцы бюджетных автомобилей отечественного производства попросту не смогут позволить себе покупку такой страховки.
Введение электронных полисов ОСАГО
Без лишнего воодушевления была воспринята и другая инициатива того же законопроекта, по которой бумажные страховые полисы предлагается заменить электронными. В частности нередко высказывается мнение, что внедрение электронных полисов может привести к ослаблению конкуренции на рынке.
Дело в том, что переход к новой системе потребует существенных затрат на модернизацию IT инфраструктуры:
- На разработку и внедрение необходимого программного обеспечения;
- На сопряжение систем отдельных страховых организаций с инфраструктурой Российского Союза Автостраховщиков (РСА) и т.д.
Кроме того, первоначальная редакция законопроекта содержит еще один пункт, который потенциально может привести к росту издержек страхователей. Согласно нему продажа электронных полисов страховыми агентами и брокерами будет запрещена, что вынудит компании инвестировать средства в развитие новых каналов сбыта.
Возможно, в ответ на такие меры крупные страховщики начнут более тесно сотрудничать друг с другом, развивать взаимодействие сайтами для сравнения цен на полисы автострахования (универсальными калькуляторами каско) и т.д. А вот небольшие страховые организации могут оказаться не в состоянии изыскать средства, необходимые для реализации указанных изменений, и будут вынуждены покинуть рынок автострахования.
Другими потенциальным рисками при переходе к электронным страховым полисам ОСАГО некоторые ведущие страховщики страны называют:
- Рост страхового мошенничества ввиду низкой компьютерной грамотности определенной категории страхователей;
- Ограничение доступности страховых услуг вследствие неразвитости интернет инфраструктуры в отдельных регионах и др.
Остается надеяться, что Законодатель примет по внимание конструктивные замечания страховщиков и учтет интересы других заинтересованных сторон: рядовых российских автомобилистов, а также посредников страхового рынка (страховых агентов, брокеров, сайтов с калькуляторами каско и др.). Второе чтение законопроекта намечено на 22 октября 2013 года.