Функции и формы бухгалтерского аппарата на предприятии
На руководство любого предприятия возлагается ответственность за организацию бухгалтерского учёта и соблюдение законодательства в ходе проведения различных хозяйственных операций.
На руководство любого предприятия возлагается ответственность за организацию бухгалтерского учёта и соблюдение законодательства в ходе проведения различных хозяйственных операций. В связи с этим, исходя из объёмов учётной работы, руководители прибегают к следующим действиям:
· -упреждают собственное структурное подразделение, называемое бухгалтерским аппаратом, во главе с главным бухгалтером;
· -вводят в штат должность одного главного бухгалтера;
· -ведут бухгалтерию лично;
· -прибегают к бухгалтерскому обслуживанию сторонней организацией на договорных началах.
Что же представляет собой бухгалтерский аппарат, и какие функции он выполняет? Это целый отдел квалифицированных сотрудников, выполняющий полное бухгалтерское обслуживание предприятия на постоянной основе. На структуру бухгалтерии и объём её работ влияет непосредственно деятельность предприятия, его масштабы, количество структурных подразделений, уровень автоматизации и другие факторы. Исходя из конкретных параметров, деятельность отдела аппарата может быть организована в следующих формах: централизованной, децентрализованной, смешанной.
Централизованный бухгалтерский учёт каждого подразделения предполагает оформление лишь первичных документов, которые в определённые сроки передаются в высшую инстанцию бухгалтерии, где уже производятся аналитический и синтетический учёты всех проведённых операций и составляется документация о финансовом состоянии предприятия в целом.
Децентрализованная форма заключается в том, что каждое структурное подразделение самостоятельно ведёт учёт своей хозяйственной деятельности и составляет полный пакет отчётности. Главная же бухгалтерия уже делает сводку представленных ей показателей в единый отчёт, после чего определяется и финансовый баланс всего предприятия. Такая система организации максимально приближает отдельные части бухгалтерского аппарата к месту совершения хозяйственных операций, что благоприятно сказывается на оперативности работы и достоверности обработанной информации. Кроме того, данная форма организации в случае необходимости позволяет гораздо проще проводить восстановление бухгалтерского учёта, так как вся документация имеет ячеистую структуру. Единственный минус – это дополнительные расходы на содержание крупного бухгалтерского аппарата.
Смешанная форма включает в себя и отдельные (самые) крупные подразделения, проводящие полный цикл бухгалтерского учёта в своей области, и подразделения, сводящие первичную документацию в главную бухгалтерию.
Очень часто в крупных компаниях формируются подразделения по какому-либо предметному или функциональному признакам. К примеру, это могут быть группы учёта материалов; основных средств и нематериальных активов; денежных ресурсов; заработной платы; производственных ресурсов; реализованной продукции; расчётных операций. Функциональные подразделения предполагают проверку документов, заполнение регистров, проведение восстановления бухгалтерского учёта, составление бухгалтерской и налоговой отчётности и т.д. Для качественной работы всего бухгалтерского аппарата его сотрудники должны обладать должной квалификацией и определённым опытом.