Отечественный кинематограф – кино ради наживы или искусства?
С одной стороны, кино - это, несомненно, искусство, к тому же самое доступное. С другой стороны – любому постановщику и режиссеру для реализации своих планов нужны вложения и средства, ведь работу актеров, операторов, монтажеров и всех, кто задействован на съемочной площадке, необходимо оплачивать.
В наше время киноиндустрия развивается по двум направления: коммерческое кино, которое снимается для получения прибыли и «чистое искусство».
Судя по тому, что показывают новости сегодня, снять фильм можно несколькими путями, и в основном их выделяют три. Первый, самый распространенный – коммерческий, когда постановка фильма производится с целью получения прибыли, именно с этой целью инвесторы вкладывают в него деньги. При втором способе производства фильма тоже необходим поиск денег и спонсоров, но на условиях возврата или ожидания прибыли. Здесь допустимо меценатство или реклама.
По второму пути идет авторское кино. И более доступный для начинающих авторов – третий способ, когда изыскиваются сравнительно небольшие деньги, используются «подручные средства». Последний способ еще называют «автобус и собачка», подчеркивая небольшие запросы авторов. Новости России касательно развития отечественного кино не очень воодушевляющие – авторское кино все чаще заменяется коммерческим.
Но каждый из этих способов имеет право на существование. Ведь коммерческий «мейнстрим», как бы он ни кичился своими многомиллионными бюджетами, не может развиваться без авторского кино.
Новости мира кино не раз отмечали, что всемирно известные режиссеры начинали с некоммерческих постановок, работая иногда вовсе без гонорара.
Именно такие «независимые» постановки и можно назвать собственно искусством. Ведь когда приходит слава, когда в работу постановщика вкладывают большие деньги, он, как правило, теряет независимость в своей работе и вынужден считаться с мнением людей, иногда далеких от искусства.
Здесь в его работу, начиная от кастинга актеров и заканчивая монтажом готовых сцен, вмешиваются непрофессионалы, переделывая, перекраивая, искажая его замысел. Настоящий профи, оставляющий за собой право решения, возвращается в авторское кино, сознательно не рассчитывая на большие прибыли.
Но с развитием цифровых технологий производство фильмов подешевело. Каждый владелец цифровой кинокамеры и ПК может снять и смонтировать фильм. Это открывает дорогу в кинематограф молодым авторам. Но, к сожалению, и посредственности, владеющие техническими средствами, имеют возможность увеличивать поток кинопродукции.