Екатерина Сойак: «В российском предпринимательстве наступает время коллабораций»
Екатерина Сойак: «В российском предпринимательстве наступает время коллабораций»
Сегодняшняя экономическая ситуация для российских предпринимателей отличается быстрой сменой акцентов. Многие иностранные компании уходят, освободившиеся ниши занимают амбициозный и решительный российский бизнес, который не боятся делать шаг навстречу новым вызовам. О новой реальности и будущем российского франчайзинга, мы поговорили с Екатериной Сойак – основателем и руководителем портала BUYBRANDInformи международной выставки BUYBRAND, которая в этом сентябре состоится в Москве уже юбилейный, 20-й раз.
- Екатерина, вы стояли у истоков зарождения и видели «первые шаги» развития франчайзинга в России, поэтому вопрос именно к Вам – добился ли он, как бизнес-формат, такой же популярности в нашей стране, как в мировой практике? И если да, то что этому способствовало?
Е.С:На мой взгляд поставить франчайзинг в синонимичный ряд со словом «модно» можно было в 2017-2018 годах, время пышного цветения разного рода стартапов, которые агрессивно захватывали рынок, а франчайзинг был удобной и оттестированной моделью для масштабирования. Уже в 2018-2020 годах франчайзинг стал активно мелькать в вокабуляре гос.органов, его выделили в отдельную статью дотирования и субсидирования бизнеса, официально признали надежным инструментом ведения бизнеса. В эти годы направление франчайзинга получило и свой официальный статус – его стали учитывать в ВВП российской экономики. Так, по данным Российской ассоциации франчайзинга в 2020 году эта доля составляла 2%. Франчайзинг сегодня – это скорее синоним слов «надежность» и «объединение». Что логично - чем сложнее время, тем выше потребность в консолидации, в том числе и в бизнесе.
Проводить параллели с мировыми практиками, где формат франчайзинга стал основой для капитализации, экспансии и быстрого завоевания доли международных рынков, я бы не стала. У нас он хоть и наращивает силы и сыграл серьезную роль в период принятия решений о пересмотре ведения бизнеса мировыми корпорациями, все-таки пока российский франчайзинг находится на стадии становления и проявится в полной мере в будущем.
- Екатерина, как обстоят дела во франчайзинге сейчас, в нелегком для российского предпринимательства 2022 году? Что констатируют сегодня отраслевые рейтинги, есть ли у российских франчайзеров в определенных отраслях позитивные тенденции для роста бизнеса или пока рано прогнозировать?
Е.С: Вы правы, прогнозы сегодня – дело неблагодарное, но осторожно предположить можно. Сейчас очевидно, что в ближайшее время появится острая потребность в импортозамещении в fashion, случится определенный пересмотр рынка HoReCa в сторону перераспределения аудитории и снижения среднего чека. Также серьезные изменения претерпят торговые центры, которым предстоит закрывать площадки, освободившиеся после ухода международных брендов. Скорее всего, здесь фокус сместится с торговых точек в сторону развлечений, а это означает рост спроса на соответствующие франшизы. Эти изменения станут не просто вызовом для российского предпринимательства, но и «точкой роста».
Опираясь на рейтинг BUYBRAND, можно сказать, что франчайзинговый ретейл все больше склоняется к эконом-сегменту. При этом продовольственный наращивает долю СТМ, непродовольственный меняет состав поставщиков в сторону локальных производителей. Мы наблюдаем рост таких франшиз, как «Магазин постоянных распродаж», Fix Price, «Пятёрочка». При этом франчайзеры стремятся к максимальному упрощению входа для партнёров, вводя различные программы обучения и удаленного контроля, организуя тренинги. В общепите быстрее всего обороты набирают малые и мобильные форматы, особенно предполагающие полную или частичную автоматизацию. Это автокофейни, фуд-траки и небольшие dark-kitchen, работающие только на доставку.
Портрет участников нашего осеннего юбилейного проекта "Buybrand Expo" говорит о том, что франчайзеры рассчитывают на франчайзи с капиталом в диапазоне от 1,5 до 30 млн рублей. На рынок выходят молодые интересные концепции, готовые занять места, которые освобождаются из-за ухода иностранных брендов. Это не только привычный фастфуд, но и национальная кухня (грузинская, паназиатская), и стритфуд с северным и южным колоритом. А также классика в виде бургеров, пиццы и шаурмы с новыми фишками и подачей. Франчайзеры понимают, что долго ниши пустовать не будут и оперативно стараются предложить партнёрам либо более выгодные условия, либо новинки форматов и меню.
- Что Вы посоветуете делать сейчас предпринимателям, представителям малого и среднего бизнеса?
Е.С:Ни в коем случае не останавливаться и «не замирать», начать или продолжить развивать свой бизнес по модели франчайзинга, это позволит оперативно подстроиться под быстро меняющиеся условия и экономическую ситуацию, продолжить плановое развитие, поможет занять рынки быстро освобождающиеся один за другим. Для частных предпринимателей и людей, только задумывающихся о своем бизнесе, это сигнал задуматься о покупке франшизы. Уже действующим франчайзи советую отслеживать тренды ежедневно – следить за рейтингами, смотреть на статистику спроса на товары и услуги и не забывать про конкурентов.
- Вы упомянули о «людях, задумывающихся о покупке бизнеса»? Кто они сегодня?
Е.С.: Сейчас в условиях перестроения рынка труда с уходом крупных компаний, обеспечивающих высокую занятость, в поиск новой работы устремляется большое количество продвинутых профессионалов, которые не раз задумывались о том, чтобы начать применять полученный опыт в собственном деле, но ждали подходящего момента. И вот он настал. Многие из них приходят на наши вэбинары и становятся клиентами консалтингового офиса EMTG. Среди наших клиентов и те, кто уже имеет свой бизнес и ищет новую идею, или те, кто хочет уволиться и заняться своим делом. Если обощить, то аудитория, имеющая доход в районе 250-350 тысяч рублей в месяц, и желание его увеличить.
Также, в 2021 году случился переход инвесторов из сегмента 6–10 млн руб. в сегмент со стоимостью франшизы свыше 10 млн руб. В такой модели сотрудничество в формате инвестиционной франшизы будет работать более успешно, и соответствующие запросы мы также периодически получаем.
К нам обращаются люди из разных регионов РФ и не только. Это те, кто серьёзно подходят к выбору бизнеса, умеют делегировать задачи, оценить тот объём работы и помощь, которую мы готовы им предложить. Несмотря на текущую ситуацию, люди не перестают искать новые бизнес концепции, вкладывать и открывать бизнес.
- Екатерина, какой главный бизнес-девиз Вы посоветуете взять на вооружение российским представителям малого и среднего бизнеса в текущей ситуации?
Е.С.: Самая выигрышная позиция сейчас – постараться двигаться, а также не сливать силы и энергию на страхи. В 2022 году, по данным СКБ «Контур», о приостановке деятельности заявили около 500 компаний, есть прогнозы о возможном уходе из России до 5 тыс. торговых марок. А значит эти места нужно кому-то занимать, ниши замещать и в принципе экономику поддерживать. И судя по комментариям первых лиц у государства большие планы на использование МСП в этой работе. Буквально сегодня было подписано постановление о льготных кредитах под 3,5-4% годовых.
Поэтому если сначала главным правилом было заскочить на волну тренда и удержаться на ней, затем пройти между струек внешнего прессинга надзорных и налоговых органов, то теперь иногда нужно просто построить и сохранить некий бизнес ручеек и работать над тем, чтобы он стал речкой.