Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Ректор ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова Валерий Ворона: «Мы дали стране немало знаковых имен»

Ректор ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова Валерий Ворона: «Мы дали стране немало знаковых имен»

В 2019-2020 гг. один из старейших музыкальных вузов страны – Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова - отмечает двойной юбилей: собственное 100-летие и 160 лет со дня рождения его основателя, выдающегося композитора, педагога, этнографа, одного из основоположников отечественной системы музыкального образования М.М. Ипполитова-Иванова.

3 декабря в Большом зале Московской консерватории состоится Благотворительный гала-концерт, в котором примут участие звезды мирового исполнительского искусства – Максим Венгеров, Юрий Башмет, Борис Березовский, Борис Андрианов, Даниил Крамер, Филипп Копачевский, Рена и Виктория Шерешевские, Государственная академическая хоровая капелла имени А.А. Юрлова, Московский молодежный камерный и симфонический оркестры, другие известные исполнители и коллективы.

Незадолго до этого мы встретились с ректором Ипполитовки Валерием Вороной и поговорили о том, чего всем нам ждать от юбилейного года.

Валерий Иосифович, Ипполитовке исполняется 100 лет. Как чувствует себя ВУЗ в этом уже вполне сознательном возрасте?

Вуз себя чувствует молодым, здоровым, полным сил, идей, интересных перспектив. Но он уже вырос из своей «одежды»… Я имею в виду наше здание, поскольку мы до сих пор располагаемся в том же помещении, которое строилось для училища московского подчинения, рассчитанного только на москвичей, без общежития. А сейчас у нас федеральный вуз полного цикла – но все в том же здании, на той же базе, общежития у нас по-прежнему нет, а иногородних - более 60 процентов, и образовательные стандарты такие же, как в консерватории и в Гнесинке. Так что наша главная задача к юбилею – обновить эту «старую одежду», приобрести другие размеры, потому что мы за эти 100 лет очень сильно «поправились». Мы дали стране немало знаковых имен, оказали существенное влияние и на развитие музыкальной культуры, и на развитие музыкального образования - и теперь уже имеем право позаботиться о том, чтобы условия нашей жизни соответствовали тому вкладу, который  Ипполитовка дала стране. Надеюсь, что нас услышат.

Насколько Ипполитовка востребована? У вас высокий конкурс?

Да, несмотря на эти стеснённые условия, мы успешно конкурируем и с консерваторией, и с Гнесинкой, хотя условия там лучше. Конкурс у нас высокий, недобора практически не бывает. Интерес к нашему вузу есть, он растет, в том числе, и за рубежом, потому что статус диплома музыкально-педагогического института (в отличие от всех консерваторий, кроме Московской) для них очень перспективен, он дает возможность занимать педагогические позиции. Многие зарубежные вузы предлагают нам совместные программы, хотят делать совместный диплом. Это одно из важных для нас стратегических направлений.

Что такое - ипполитовец? Есть ли у студентов Ипполитовки какие-то особенные черты? традиции?

Ипполитовец, в первую очередь, ассоциируется с высоким классом и уровнем подготовки, а еще с предприимчивостью и находчивостью. Наши выпускники очень хорошо приспосабливаются к жизни, находят в ней свое место. Не будем говорить о том, сколько у нас звезд, имена их широко известны, но у нас еще и практически 100-процентное трудоустройство, это очень высокий показатель. Как правило, там, где они работают, ипполитовцы становятся лидерами, это тоже наша традиция. И мы стараемся развивать у них эти качества, организуем  фестивали, конкурсы, на которых наши студенты приобретают соответствующий опыт. Мы пытаемся научить их не только профессии, но и умению предъявлять свой талант обществу, находить свою нишу, правильно коммуницировать.

Нынешнее время — это стремительно меняющийся мир, невероятно интенсивный информационный поток, нечеловечески высокие скорости, уходящие в небытие целые «кусты» профессий. Что будет с вашими выпускниками? 

Мне кажется, что эти процессы для нашей профессии не страшны. Музыка – это профессия высших возможностей человека. То, как развивается интеллект у человека, который занимается музыкой, ни с чем нельзя сравнить, ничто другое не может дать таких возможностей для саморазвития. А саморазвитие – главный ресурс для того, чтобы уметь реагировать на внешние изменения, к ним адаптироваться и использовать их на благо себе и обществу. Думаю, что как раз здесь наши выпускники не проиграют остальным.

Подготовка каждого музыканта, артиста — это штучный подход, ювелирная работа. А времена, как мы уже отметили, меняются. Не устарели ли педагогические принципы Ипполитова-Иванова за минувшие 100 лет? 

Создание школы требует многих десятилетий, это традиции, которые передаются из уст в уста, поскольку это нематериальная сфера. Здесь заключен и интерес нашей профессии, и ее уязвимость, поскольку если одно поколение не передало свой опыт другому, все вековые достижения теряются, и потом снова приходится тратить десятилетия, чтобы заново создать школу. Это очень важное условие нашей профессии, которое нужно свято соблюдать, и для этого, в первую очередь, поддерживать педагогов. Традиции ипполитовской школы не устарели, они развиваются - главное, чтобы мы не потеряли достигнутое.

Ипполитов-Иванов смотрел вперед, искал новые направления, уделял большое внимание народному творчеству, как этнограф собирал и кавказский, и русский фольклор и оказал огромное влияние на формирование композиторских школ Закавказья. Он открывал новые учебные заведения, думал о том, как приобщить широкие массы к академической культуре, создавал специальные программы для солдат, детей, для рабочих. Его начинания сегодня даже более востребованы, чем в те годы. Во времена Ипполитова-Иванова не было такого понятия, как массовая культура, «попса». Теперь многое изменилось… В современном информационном поле практически отсутствует академическая культура (не считая телеканала «Культура», который сравнительно недавно появился), и получается парадоксальная ситуация, когда широкие массы искусственно изолированы от достижений в той сфере,  в которой мы многие годы являлись лидерами. Так что идеи Ипполитова-Иванова сейчас остро актуальны, и мы их развиваем, придумываем разные проекты, в которых в доступной, интерактивной форме стараемся привлечь внимание и интерес широкой аудитории, молодежи, к этой сфере.

Известно, что Ипполитов-Иванов был не только выдающимся  педагогом, но и самобытным композитором. Однако на афишах концертных залов нечасто встретишь его фамилию. Насколько хорошо изучено и освоено его творческое наследие?

Ипоплитов-Иванов оставил огромное наследие, в Российском национальном музее музыки более 10 тысяч наименований материалов, связанных с его именем. Мы только начинаем понемногу вникать в этот большой пласт нашей музыкальной культуры. Мы впервые издали трехтомник его романсов, и Лариса Абисаловна Гергиева с солистами Академии молодых певцов Мариинского театра сделала из них программу, она имела колоссальный успех. Один концерт они дали в Гатчине, на родине композитора, в рамках нашего фестиваля учебных заведений Ипполитова-Иванова, второй концерт был в рамках Московского Пасхального фестиваля, в зале нашего института. Это новая, свежая, очень лиричная, искренняя музыка, по которой мы все соскучились. Вокалисты очень довольны таким пополнением репертуара. Наш юбилейный гала-концерт в Большом зале Московской консерватории 3 декабря мы будем открывать кантатой Ипполитова-Иванова «Памяти А.С. Пушкина», которая исполнялась только один раз на открытии памятника Пушкина и была специально написана к этому событию. На сцене это сочинение не исполнялось ни разу, так что нас ждет фактически мировая премьера. В исполнении кантаты примут участие капелла Юрлова, наш институтский хор и несколько детских хоров. Вместе с ними выступит наш Московский молодежный симфонический оркестр и детский оркестр проекта «Пять плюс» - аранжировка специально написана так, чтобы в ее исполнении участвовали и взрослые музыканты, и начинающие.  Идея подобного проекта принадлежит профессору Датской королевской академии музыки Александру Запольскому. Мы уже однажды делали нечто подобное в Москве, это вызвало большой интерес, и сейчас хотим повторить этот опыт.

На осень 2020 г. планируем постановку оперы «Ася», которая только один раз ставилась при жизни Ипполитова-Иванова - и то, кажется, в концертном исполнении. Несколько лет назад мы ставили в Доме музыки оперу "Женитьба», первый акт которой написал Мусоргский, -  это был эксперимент, в котором он искал новые возможности, использовал речитативное пение, а Ипполитов-Иванов оркестровал этот первый акт и дописал еще три. Эта постановка была нашим совместным проектом с курсом Дмитрия Бертмана в ГИТИСе, она тоже имела большой резонанс. Будем и дальше двигаться в этом направлении. Пока мы сделали только первые шаги.

Празднование двойного юбилея — 100-летия ВУЗа и 160-летия самого Ипполитова-Иванова — вы начали с открытия памятника. Уже все студенты сделали с ним селфи? Что думают о нем жители района?

Он очень удачно вписался в ландшафт и привнес что-то новое, душевное  в ауру Марксистской улицы. У скульптора Айдына Зейналова удивительная способность: нет ощущения, что это памятник, а есть чувство, что перед вами сидит настоящий человек, который излучает все то, что было в натуре самого Ипполитова-Иванова - теплоту, сердечность. Вокруг памятника теперь все время люди. Мы считаем, что открытие памятника – большое событие для всей российской культуры. Имя Ипполитова-Иванова должно занять свое достойное место в истории нашей культуры. Значимость его вклада мы пока осознаем не до конца.

Что еще запланировано у вас в череде праздничных мероприятий? Чем будете удивлять публику?

3 декабря, как я уже говорил,  нас ждет благотворительный концерт звезд мирового исполнительского искусства. Один из его инициаторов – всемирно известный скрипач Максим Венгеров. У него очень насыщенный график выступлений по всему миру, но он нашел время для нас и будет играть бесплатно. Нас поддержали еще несколько музыкантов с мировым именем, и то, что в этот день они соберутся на одной сцене, уже само по себе является событием экстра класса. Максим Венгеров впервые выступит вместе с Борисом Березовским. Когда два выдающихся музыканта выступают в дуэте, мы вправе ожидать необычайно ярких художественных впечатлений. Максим Венгеров в этот вечер также будет играть с Юрием Башметом. Прозвучит и Тройной концерт Бетховена – уникальное, грандиозное сочинение, которое Максим Венгеров исполнит вместе с одним из лидеров нового поколения виолончелистом Борисом Андриановым и молодым, но уже очень известным  пианистом Филиппом Копачевским. Дирижировать будет народный артист СССР Юрий Симонов, профессор, заведующий кафедрой симфонического дирижирования нашего института. Кроме того, мы будем уже в четвертый раз вручать Международную премию в области музыкальной педагогики имени М.М. Ипполитова-Иванова. Так что это будет действительно насыщенный событиями вечер. Им мы открываем музыкальный марафон, который будет проходить в течение всего 2020 года. В нем будут выступать музыканты с мировым именем, наши выпускники, друзья и партнеры в разных жанрах – народные инструменты, народное пение, эстрада, а завершится марафон гала-концертом в декабре 2020 года. Готовятся разные телепрограммы с участием наших звёзд. Так что нас ждет очень интересный сезон.

К юбилеям обычно принято дарить подарки. У вас есть что-то вроде wish-листа? Чего ГМПИ не хватает до полного счастья?

Общежития, зала, хороших инструментов. Поэтому мы объявляем сбор средств на реконструкцию института. Открываем специальный счет, и каждый может внести туда свою лепту. Те, кто приходит на наши концерты, тем самым тоже будут оказывать поддержку этому начинанию. Надеемся, что и государство найдет возможность поддержать нашу инициативу. У нас есть своя территория, на которой мы можем построить новый учебный корпус и решить все вопросы, связанные с материальной базой, чтобы мы могли и дальше развиваться. А все остальное у нас есть – друзья, интерес со стороны музыкантов и учебных заведений, в том числе международных, интересные идеи, проекты. И неиссякаемый оптимизм!

 

Полина Харитонова

Популярные посты

Игорь Стрелков
14.04.2018, 09:34
Андрей Нальгин
22.01.2018, 12:01
Игорь Стрелков
25.05.2018, 13:23
Андрей Нальгин
04.03.2018, 16:58
Андрей Нальгин
02.02.2018, 10:27
Полная версия